Описание фильма

"Совокупность лжи"   

Название фильма: Совокупность лжи
Совокупность лжи
Страна-производитель: США
Английский: Body of Lies / Penetration
Жанр: драма / шпионский
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Леонардо ДиКаприо (Роджер Феррис), Расселл Кроу (Эд Хоффман), Карис ван Хаутен (Гретхен Феррис), Майкл Гэстон (Холидэй), Винс Колозимо (Скип), Али Сулиман (Омар Садики), Алон Абутбул, Шреди Джабарин, Клара Коури, Джамиль Коури
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Роджер Феррис — лучший агент американской национальной разведки, действующий даже в таких местах, где человеческая жизнь стоит не больше той информации, которую она в себе несет. Во время заданий, забрасывающих его по всему миру от Ближнего Востока до Вашингтона, каждый последующий вздох Ферриса зачастую зависит от голоса на другом конце засекреченной телефонной линии — голоса ветерана ЦРУ Эда Хоффмана.

Дистанционно ведущий военную операцию при помощи портативного компьютера откуда-то из глубинки, Хоффман идет по следу новоявленного лидера террористов, которому удалось организовать серию бомбардировок, ускользая при этом от самой совершенной разведывательной сети мира. Чтобы выманить противника на свет, Феррису необходимо проникнуть в его темный мирок, но чем ближе он подбирается к своей цели, тем явственнее понимает, что доверие — это одновременно и опасная штука, и то единственное, что позволит ему остаться в живых.

Не ври, козлёночком станешь
 
«Есть ложь, наглая ложь и официальные правительственные коммюнике»
Народная мудрость 

Роман КОРНЕЕВ
Теории заговора, как известно, базируются не на том, что, дескать, у основания Башен-близнецов шёл дым, и не на том, что, дескать, у обрушившегося крыла Пентагона не видно обломков атаковавшего его самолёта, а на том, что спецслужбы всего мира врали, врут и будут врать. Врут, чтобы что-то скрыть, врут, чтобы скрыть, что скрывать им нечего, врут, чтобы прикрыть прежнюю ложь. Каждое слово правды — как уступка врагу, каждое данное и сдержанное честное слово — как расписка в своей профнепригодности, каждый выплывший на свет божий случай вранья — как повод лишь пожать плечами. Ничего личного, джаст служба.
Об этом, собственно, и весь сюжет фильма. На фоне обозначенной в заглавии смысловой нагрузки можно наворачивать те или иные фактологические и географические привязки, а будет ли это поиск несуществующего ОМП в Ираке или поимка того или иного главаря мифической Аль-Каиды, по сути уже и неважно. Важно то, что все врут. Врут самим себе, своим агентам, их информаторам, террористам, местным властям из числа толерантных, местным властям из числа нетолерантных, начальству и снова самим себе.

В этой сверхидее и заложена бомба под сам фильм. Можно сколь угодно долго наблюдать за перипетиями злоключений персонажа Лео Ди, даже начинать верить в то, что у него-то принципы и честность есть, а вот ещё у Хани они есть, но всё это нагромождение лжи неумолимо виртуализирует сюжет с каждым его поворотом, а уж когда мифического террориста начинают ловить на столь же мифического живца-конкурента, даже самый терпеливый и сознательный зритель начинает вертеть головой и пытаться понять, это ЦРУ морочит зловредного главаря или это авторы морочат самого зрителя.
Смотрите, персонаж Рассела Кроу ничем не хорош, пока, в случае чего, не несётся лично через весь океан решать проблемы своего визави — ничуть не достоверно и сюжетно бессмысленно. Абсолютно гениальный в своей достоверности и в своём благородстве персонаж Марка Стронга Хани-паша всем хорош, пока сам не начинает зачем-то врать. И сам Лео Ди делает всё честно и зачастую в одиночку, терпеливо сносит любое кидалово сверху, снизу и сбоку, но зачем-то вдруг эта невероятная любовь, зачем-то эти мелодраматические осколки костей, зачем-то этот финальный затяжной уход.

И «оставить цель». Феноменальная концовка. Представьте, что так заканчивается любой из «Борнов». Но что не позволено плоть от плоти голливудскому персонажу, видимо, позволено герою, претендующему на достоверность.
Вот так, разрываясь между «шпионским чтивом» и раздачей поводов для нагнетания у зрителей теории заговора, и движется потихоньку гружёный состав ридлискоттовского тяжеловеса. Автор раз за разом умудряется наступать на знакомые грабли — только зритель поверит в героя, тот тут же спешит совершить нечто совершенно немотивированное, но «идеологически верное». Только завяжутся между двумя персонажами какие-то интересные взаимоотношения, тут же, как чёртик из табакерки, выскочит сценарист и скажет «шалишь, брат», совершая какой-нибудь шпионско-бюрократический кульбит вроде той злосчастной погони с собачками.

Феноменальная расточительность и феноменальное же насилие над героями, которым идеология не даёт жить своей жизнью, в итоге приводит к тому, что в зале становится банально скучно. Вроде бы — перестрелки, теракты, спутники-шпионы, арабы, американцы, 911, ан нет, всё так натянуто, вымученно и низачем, что впору задуматься, что если бы теракты 11 сентября не произошли буквально в прямом эфире на глазах у миллиардов зрителей, мы бы слышали сейчас теории заговоров не о том, что несчастный бизнес-центр взорвали коварные спецслужбы, а что никакого взрыва вообще не было. Ведь всем же отечественным параноикам известно, что американцы вовсе не были на Луне, правда?
В этом смысле неважно, травил ли Саддам курдов газом или не травил, важно, что спецслужбы превратили чужую трагедию в собственную спецоперацию к вящему удовольствию таких вот эдов хоффманов. Неважно, что фильм «Совокупность лжи» снят и сыгран мастерски, важно, что автор не только сам запутался в этой самой лжи, пойдя по сути у неё на поводу, но ещё и зрителя запутал, оставив фильм без мысли, без логики, да в итоге и без персонажей. Чего после этого удивляться скромным сборам. Идиотизм современных спецслужб, заигравшихся в спутники, беспилотники, досье, компроматы, «наружку», систему «Эшелон» и международных террористов, уже был показан в совсем другом фильме.
Вот такое кино.
С сайта Кинокадр Ру

Обыкновенный цинизм
Русский Newsweek

Новейший фильм работающего в Голливуде британского мэтра Ридли Скотта «Совокупность лжи» - в оригинале Body of Lies - выходит у нас 20 ноября. Ридли Скотт - режиссер плодовитый. Даже несмотря на то, что 30 ноября ему стукнет 71. На сей раз Скотт решил исследовать природу разведслужб и психологию шпионов. И хотя речь идет о шпионах американских, фильм можно рассматривать как универсальное высказывание о сути спецслужб. Любых - в том числе и российских. Во всяком случае, что-то похожее на «Совокупность лжи» в России в ближайшие годы снять точно не решатся.
Ридли Скотт знаменит тем, что все его фильмы разные. Он легко открывает целые кинонаправления и с такой же легкостью отдает их на откуп коллегам. Однако общее в его фильмах все-таки есть. Почти все они строятся на одном и том же принципе дуэли. «Дуэлянты», «Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы», «Черный дождь», «Тельма и Луиза», «1492: Завоевание рая», «Солдат Джейн», «Гладиатор», «Ганнибал», «Царство небесное» - везде непримиримое противостояние двух природ, двух позиций, а часто и двух главных персонажей.
«Совокупность лжи» - о том, как суперагент ЦРУ на Ближнем Востоке (Леонардо Ди Каприо) подбирается к очередному лидеру арабских террористов, который устраивает варварские взрывы в Европе. Про террориста известно лишь то, что он, вероятно, иорданец и постепенно идет вверх по карьерной лестнице в «Аль-Каиде» - становится этаким Усамой № 2. Надев чалму и перейдя на арабский, герой Ди Каприо успешно выдает себя за араба, хотя поверить в это непросто. Впрочем, с тем, что его внешность в меру восточная - спорить трудно. Если в юности актер был похож на молодого Ленина, то теперь, особенно с бородой, все сильнее напоминает Марата Сафина.
Но вернемся к дуэлям. Можно было ждать, что «Совокупность лжи» будет построена на дуэли между хорошим американским разведчиком и плохим фанатиком-террористом. Но террориста в фильме почти нет. Дуэлянтами оказываются персонаж Ди Каприо и его начальник. Начальник наблюдает за агентом с помощью спутников и отдает указания через лэптоп или по телефону. Он легко отдает жестокие приказы и делится циничными советами, а параллельно собирает детишек в школу. Его играет Рассел Кроу. Слоган фильма: «Не доверяй никому. Лги каждому».
Сейчас много говорят о том, что Джеймс Бонд стал персонажем живым и реалистическим. Но, похоже, все-таки - не вполне. Агент 007 по-прежнему благородный герой, ему не приходится предавать. А ведь если верить картинам последних лет, именно умение и готовность предавать и есть отличительное качество хорошего разведчика и разведслужб вообще. Не понятно почему, но именно в последние годы вышло сразу несколько серьезных фильмов о спецслужбах и спецагентах. Есть только одно банальное объяснение: возможно, после 11 сентября миру и Америке захотелось понять, кто же на самом деле те люди, которым демократия доверила собственную безопасность, пожертвовав ради нее частью свобод. И вглядевшись в этих людей, мир слегка ужаснулся - по крайней мере, если верить зеркалу жизни кинематографу.
Словно предчувствуя грядущую актуальность темы, младший брат Ридли Скотта Тони еще в том самом 2001-м выпустил «Шпионские игры» с Робертом Редфордом и Брэдом Питтом, в котором опытный разведчик тоже учил молодого особой шпионской морали, и эта мораль сводилась к выражению «лес рубят - щепки летят». Это значит: операция - все, люди - ничто. В особенности бескорыстные помощники вроде местных прогрессивных диссидентов, которыми жертвуешь, словно пешками, продолжая считать себя благородным интеллигентом.
Потом появились французские «Тайные агенты» с Венсаном Касселем и Моникой Белуччи: фильм про несчастье пойти в «джеймсбонды». Их подставляют, продают во имя высших целей. Одна из мыслей фильма: по собственной воле из шпионской игры живым выйти нельзя - уничтожат свои же.
Тему о том, что спецагенты - зачастую наивные марионетки, развивала «Сириана» Стивена Гегена. До «Сирианы» Геген написал сценарий «Траффика» - знаменитого фильма о наркомафии. В «Сириане» он утверждает, что всей деятельностью того же ЦРУ на Ближнем Востоке руководит нефтемафия. «Вы наконец-то начинаете понимать, что всю вашу карьеру вас использовали. Но вы и сейчас не знаете, для чего именно», - говорит в «Сириане» один прожженный агент герою Джорджа Клуни, честному цэрэушнику, который 20 лет занимался на Ближнем Востоке нефтяными играми.
Наконец, вышло «Ложное искушение» Роберта Де Ниро - фильм про создание и внутреннюю жизнь ЦРУ. Картина была о том, что работа в спецслужбах губительна для их сотрудников, их близких и даже случайных любовников-любовниц. Попасть в разведчики - наибольшее несчастье, какое только может случиться с человеком. Разведчики - самые одинокие люди на свете, потому что никому довериться не могут: они всегда должны предполагать, что коллега и вчерашний сокурсник по элитарному Йельскому университету может оказаться «кротом», двойным агентом. «Когда у тебя есть твоя страна, у тебя не может быть ни единого друга», - говорят в фильме. По фильму выходит, что едва ли не главная забота организаций типа ЦРУ - борьба не с врагом, а со своими же. Ее цель - уберечь сотрудников от случайных связей. За своими следят так, как не следят за противником. Едва шпион, соблюдая конспирацию, устроит единственное свидание с любовницей, как фотографии услужливо подбросят его жене. И с любовницей разберутся: мало ли что он ей выболтал в постели? В этом фильме герою-цэрэушнику говорят так: «Это грязный бизнес. Уходи, пока ты еще можешь уйти. Пока ты еще веришь. Пока еще есть душа».
Из всех этих разоблачительных картин про разведслужбы мира «Совокупность лжи» - самая жесткая. Она окончательно расставляет точки над i. Но выводы - примерно те же самые. Вот что говорит сам Ридли Скотт: «Персонаж Ди Каприо действительно верит, что может что-то изменить в жизни. Но главной его слабостью становится совестливость. Ты просто не можешь испытывать угрызений совести, если занимаешься этой работой. Как только тебе становится совестно за содеянное, ты уже больше не нужен, не пригоден. С этих самых пор ты представляешь угрозу как для самого себя, так и для своей организации».
Жесткость, собственно, в том, что действие происходит здесь и сейчас. В мире, где на самом деле террористы взрывают бомбы, где есть «Аль-Каида» или нечто под этим названием. В мире, который должен защищаться, бороться с террором и, по идее, развивать деятельность спецслужб. Но Ридли Скотт, тем не менее, эту деятельность разоблачает.
Да, террористы кровавы и бесчеловечны. Но им противостоят циничные люди. Их единственный принцип - отсутствие принципов. Подставить своего - запросто. Подставить ради сложной интриги случайного невинного человека - тем более. Даже если известно, что того зверски убьют, - зато террористы слегка раскроются, можно будет ухватиться за ниточку.
Удивительно, но «Совокупность лжи» завершается в точности тем же кадром, что и другой недавний фильм про спецслужбы - сатирический «После прочтения сжечь» братьев Коэнов. Камера спутника наблюдения удаляется от земли, пока дома не превращаются в квадратики, а города - в топографическую схему. Земля под колпаком спецслужб. Под вечным наблюдением. Разница в том, что у Коэнов, когда камеры спутников фиксируются на самих спецслужбистах, на мониторах - идиоты. А у Скотта - циники. Не знающие иного способа сладить с мировой подлостью, кроме как с помощью другой подлости.
Единственный выход из такой ситуации для спецагента, желающего остаться человеком, - перестать служить. Уже хотя бы для того, чтобы не подвести своих любимых, которых в конце концов обязательно втянут в кровавую игру. Выйти на пенсию.
Юрий Гладильщиков

Песок, пустыня, жизни нет
Страна.Ru

Режиссер Ридли Скотт ("Гангстер", "Гладиатор") продолжает снимать масштабные фильмы-портреты. В «Совокупности лжи» агент американской разведки Роджер Феррис - умный мужчина с бородой и глубокой морщиной между бровей (Леонардо Ди Каприо). Он уже не первый год по долгу службы кочует из одной страны Ближнего Востока в другую. Маршрут передвижений Феррису по спутниковому телефону задает, как и положено, упитанный, свысока относящийся ко всему, кроме собственных интересов, ЦРУ-шник Эд (Рассел Кроу).
О рабочих буднях этой парочки Ридли Скотт начинает рассказывать с действия, выбранного вроде как наугад: Роджер появляется на экране в самый в разгар выполнения очередной миссии, а Эд в этот самый момент возится с детьми, одновременно рассказывая Роджеру в хэндс-фри гарнитуру, что, по сути, мир состоит из козлов. Никакого предисловия – сразу рутина, обыденность, «вливайся!». Так-то оно так – да не совсем.
Избранный момент времени только притворяется случайным. На самом деле он - предкризисный для обоих: и для бывалого агента-«семьянина», любящего в минуты мучительной саморефлексии стукнуть кулаком по столу, чтобы самому себе доказать, кто тут главный; и для спеца «на точке», который настолько заработался, что в чалме похож на араба. Работая вроде как в одной организации и для единой цели – обеспечения безопасности родной звездно-полосатой страны – эти двое так далеки друг от друга, что все реже и реже приходят к взаимопониманию.
Для Роджера каждый день – это бесконечные поиски опасных "воинов ислама". Он настолько безукоризненно говорит по-арабски, что смуглые восточные красавицы уже не боятся знакомить его с родственниками... И, ежедневно утыкаясь взглядом в песок безграничных пустынь, он перестает понимать, раздражает его этот «гребаный Восток», или, наоборот, он плотно сросся с тонкими материями трепещущей души. Для Эда же все подобного рода переживания – не больше, чем выдумка и профанация, следствие младенческой глупости. По сути, Ридли Скотт снял помпезную драму о том, как жизнь разводит некогда близких людей.
Весь остальной антураж – пустыни, Палестина, террористы, медсестры и пыточные – новогодняя мишура, призванная «делать полезное приятным». Паралелью к основной проводится идея о том, что человеческая жизнь – "не монетка в пять копеек". Этакая американская вариация русской поговорки "Жизнь пройти - не поле перейти".
Ни к картинке, ни к актерам претензий никаких. Арабы аутентичны, второстепенные персонажи (злодей, хороший злодей, красивая девушка) органичны и занимательны. Снято все, разумеется, безукоризненно и с размахом. Где-то на втором часу действия разворачиваются такие планы пустыни, что от восторга можно сойти с ума. В общем – придраться не к чему. Однако и смотреть, в общем-то, не за чем. Этот фильм – идеально выверенный элемент дизайна в ближневосточном стиле, безукоризненный, гладкий, масштабный. Приблизительно так могла бы выглядеть тематическая съемка в мужском fashion-издании.
Вот только модные съемки, сколько бы человеческих ресурсов и денег в них ни было вбухано, как правило, не вызывают эмоциональной реакции.
Дарья Гаврилова

Я иду, пока вру
Газета "Труд"

В своем новом фильме "Совокупность лжи" режиссер Ридли Скотт в который раз объясняет, что проникнуть и постичь - не cовсем одно и то же.
Агент ЦРУ Роджер Феррис (Леонардо Ди Каприо) ищет в Иордании террориста - носится на машинах, спасается от местных заразных собак, вежливо улыбается главе местной разведки. Как человек.
Начальник Ферриса, обладатель жены, ребенка и аналитического ума Эд Хоффман (Рассел Кроу, набравший ради этой роли 20 килограммов) активно занимается домашними делами, при этом с помощью телефона и компьютера руководя Феррисом. И тот выполняет его распоряжения. Как механизм. Хотя порой и огрызается: "Этот человек не там и не здесь, он сидит дома и поэтому ни хрена не знает!"
Хоффман не устает напоминать Феррису о том, что тот находится среди представителей иной культуры, способных на неожиданные поступки. Феррис же начинает понимать этих людей и то место, где находится, - оно входит в его кровь после фразы врача, выхаживающего пострадавшего от очередного взрыва агента: "В вашей ране фрагменты костей. Не ваших". В конце концов подчиненный и босс вступят в ключевой диалог фильма: "Я люблю Ближний Восток". - "Ты что? Никто не любит Ближний Восток". -"Может, в этом и дело?"
Непохожесть, противостояние, взаимонепонимание - не Востока и Запада, не гамбургера и кус-куса, а людей, каждый из которых есть представитель своей собственной культуры, - показаны Ридли Скоттом: разница между Хоффманом, в чьих устах "съешь хот-дог" звучит как "припади к корням", и Феррисом, который ищет женщину, максимально непохожую на свою бывшую жену, и жизнь, максимально непохожую на его прежнюю жизнь, не менее значительна, чем разница между тем же Хоффманом и шефом иорданской разведки (Марк Стронг), любителем словечка "honey".
Практически у всех задействованных в фильме персонажей общее одно - они либо грубо врут и ловко хитрят, либо кокетливо ускользают и простодушно выкручиваются, и в этой совокупности лжи каждый работает на себя - и те, кто взрывает, и те, кто за ними охотится. Если не можешь понять чужого - обмани, чтобы не дать ему внедриться в тебя. Но Роджер Феррис позволяет внедряться - вплоть до того момента, когда ему сообщат, что будут отрезать ему голову и выкладывать видео в интернет. И обманут.
Кстати, Леонардо Ди Каприо выглядит удивительно юно, несмотря на бороду и сложнонаведенные синяки под глазами - и это как раз тот случай, когда помнишь, что ему давно больше 25, но сам обманываться рад.
Сергеева Жанна

Ленин в Иордании
Текст: Ксения Рождественская

"Совокупность лжи" Ридли Скотта с похожим на Ленина ДиКаприо и Расселлом Кроу рассказывает о войне с терроризмом и о том, что тело человека — сосуд лжи.
В Европе гремят взрывы, и шпион ЦРУ Роджер Фэррис в поисках главного арабского террориста мотается по Ближнему Востоку. Из американского офиса за операцией наблюдает толстячок Эд Хоффман. Фэррис обращается за помощью к главе иорданского ГРУ, тот готов помочь, но предупреждает, что не потерпит лжи. Хорошо-хорошо, — говорит ЦРУ, — мы вообще парни честные.
Честные парни подставляют своих информаторов, ошибаются, проворачивают бессмысленные операции. Америка здесь — гигантское живое существо, нетерпеливый хищник, у которого мозг действует быстро, а руки тщетно кричат: "да имей же ты терпение". Эд Хоффман (Кроу), обсуждая по телефону детали операции, либо ест, либо сажает ребенка на горшок. Роджер Фэррис (ДиКаприо) подставляется под взрывы. Хоффман — мозг, Фэррис — тело; когда руки отказываются хватать добычу, мозгу приходится садиться в самолет и лично являться на поле боя.
Ридли Скотт, как никто, умеет снимать сильных людей, которые благополучно справляются со своей растерянностью, и растерянных людей, которые вынуждены быть сильными. Чем старше он становится, тем больше его манера напоминает манеру его брата: в "Совокупности лжи" из сумбура и идиотских сюжетных схем, почти гэгов, вдруг рождается красивое и психологически точное кино.
Каждое задание оставляет на Фэррисе шрам — то врач вынимает из него осколки чужих костей, то прекрасная медсестра делает Фэррису укол от бешенства, а он в этот момент в нее влюбляется. Ближний Восток — взаимодействие тел, Америка — электронные импульсы; это совершенно разные способы существования, и проблема как раз в том, что совместить их невозможно. Чтобы найти главного террориста, надо переключить его из одного способа существования в другой — то есть, заставить воспользоваться мобильным телефоном. Это американский способ, он требует больших затрат, подставного террориста, пары незапланированных смертей. На Востоке, чтобы кого-нибудь найти, надо просто пообщаться с разными людьми. Запад есть Запад, Восток есть Восток, и у них просто разные операторы связи. Фэррис часто смотрит в небо с надеждой или раздражением — но в его небе не Бог, а ЦРУ со своими гаджетами. То есть, эффективности меньше, прощения никакого, а помощь, как и в случае с Богом, часто запаздывает.
Главная фраза фильма произносится в самом конце. "Я люблю Ближний Восток", — говорит Фэррис. "Да ты что, — живо реагирует Хоффман, — никто не любит Ближний Восток". — "Может, в этом все и дело?" Дело, конечно, в этом. Но фильм к этому не сводится. Трикстер Славой Жижек в фильме "Гид киноизвращенца", разбирая хичкоковских "Птиц", предложил вообще убрать оттуда птиц. Останется история любви и материнской ревности, а собственно пернатые — не более чем эмоции, атакующие героев. Если проделать тот же фокус с "Совокупностью лжи" — то есть убрать из фильма главного заявленного героя, Ближний Восток, — кино все равно будет работать, потому что суть его в том, что подставивший рано или поздно окажется подставленным, а человеческое тело — сосуд лжи. Как с точки зрения Бога, так и с точки зрения ЦРУ.
Ну и отдельное удовольствие: ДиКаприо с бородкой так похож на Ленина, что мог бы неплохо зарабатывать, снимаясь с туристами на Красной площади. Весь фильм приобретает дополнительный сюрреалистический оттенок альтернативного байопика. Ленин в октябре, Ленин в Польше, Ленин в Иордании с красавицей-медсестрой.
С сайта Филм Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#