Описание фильма

"Русский бунт"   

Название фильма: Русский бунт
Русский бунт
Страна-производитель: Россия
Английский: Русский бунт
Жанр: драма / исторические
Режиссер: Александр Прошкин
В ролях: Юрий Кузнецов, Владимир Ильин, Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Каролина Грушка
Год выпуска: 1999
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Берлин аплодирует "Русскому бунту"
Текст: Валерий Кичин

"Ну почему наши всегда так агрессивны?" — тоскливо спросил режиссер Александр Прошкин после пресс-конференции. Только что прошла премьера его фильма "Русский бунт" по мотивам "Капитанской дочки" и "Истории Пугачева" — один из первых сеансов на Берлинском кинофестивале, где до отказа забитый зал аплодировал. Но в единственном вопросе кого-то из "наших" об архаичности пушкинского текста, которую надо преодолевать, режиссер почувствовал очередной наскок: "Уже столько всего понаписали!".
Действительно, запущенный прессой слух о том, что фильм плох и был отвергнут Московским фестивалем, есть чем-то озлобленная утка — фильм к тому времени не был готов и потому не мог быть ни увиден, ни оценен, ни отвергнут. Зато теперь самая пора порадоваться успеху: из берлинского зала никто не ушел, чего здесь почти не бывает, и пока это самое сильное из того, что показано в конкурсе. Но мы и радоваться — разучились.
Фильм, что редкость в нашем новом кино, — высокопрофессиональный. Отлично выстроен, сыгран, снят, звук современных технических кондиций. Мы-то знаем, каких подвигов это сегодня стоит. Кинокомпания "НТВ-профит" не просто умеет делать хорошее кино (три фильма в Берлине и все успешные), но и обладает чувством профессионального достоинства — в наши дни особенно дорогим. В прямом и переносном смысле.
Александр Прошкин еще раз доказал, что умеет владеть вниманием зала. Знакомый сюжет на экране стал пружинистым, напряжение растет от кадра к кадру, эмоциональный мир фильма насыщен и разнообразен. Реконструкция иной, но такой знакомой реальности абсолютна, совершенна. Множество отчаянных, западающих в память кадров-акцентов. Контраст безбрежной жестокой вольницы и бескрылого подневолия — вечная драма России. Прекрасные актерские работы — у Машкова и Маковецкого, Ильина и Антоновой, Беляева и Егоровой. Очаровательны молодые поляки Даменский и Грушка в ролях Гринева и Маши. Картину на всех уровнях, и эмоциональном и интеллектуальном, смотреть интересно. Кто теперь упомнит, когда ему в последний раз было интересно в нашем кино?
При этом сохранена дивная простота пушкинской прозы — режиссер ни разу не поддался соблазну сделать кино "авторское", что у нас обычно понимают как многозначительную зашифрованность. Это кино традиционное — качество, которое сегодня выглядит почти новаторством. То есть — кино для зрителя.
Свои намерения, о которых режиссер рассказал читателям "Известий" (см. его интервью в субботнем номере), он выполнил сполна. Но подробный анализ фильма еще впереди, а пока мы на пресс-конференции после берлинского просмотра.
Первый вопрос сейчас всегда одинаков — что с нашим кино, сумеет ли выжить? Кино переживает те же трудности, что вся страна, — сказал Александр Прошкин. — Но апокалиптические прогнозы чересчур драматичны. Общество испытывает депрессию, что естественно при крутой смене формаций. Но есть в кризисе нашего кино доля вины самих кинематографистов: они забыли о необходимости любви и сострадания, и потому оттолкнули зрителя.
В какой степени фильм актуален? — спросили из зала. Пушкин тем и велик, что постиг глубинные законы российской жизни, — ответил режиссер. Прошло двести лет, а ничего не изменилось. Весь ХХ век прожит в состоянии гражданской войны. И новых кандидатов в Пугачевы мы каждый день видим по телевидению.
Кто-то из журналистов усмотрел иронию в том, что "позитивных" персонажей играют польские актеры, а "негативных" —русские. Прошкин решительно запротестовал: "Я не делю героев на положительных и отрицательных, у каждого своя правда. Но мне нужны были лица иного, не нашего времени. Поляки оказались внутренне более свободными — самый болезненный этап реформ у них уже позади, возникло спокойствие и достоинство. Наши — слишком заражены насилием и цинизмом".
Известный польский критик Ежи Плажевский увидел в фильме "тоску по самодержавию". "Какая тоска?! — вскричал режиссер. — Фильм начинается с того, что Екатерина убивает Петра III, а потом сообщает подданным, что он умер от геморроидальных колик. Век вранья, коварства, убийств! Мгновенно возникающие состояния, безумные карьеры — все как сегодня. И постоянное мрачное брожение в народе. Мы снимали в местах, где ничего не изменилось, где все та же нищета, и единственные деньги, которые жители получали за последние месяцы — те, что мы им платили за съемки. Бунт сегодня, думю, нереален, можно спровоцировать только отдельные вспышки. Но тень его витает над Россией постоянно".

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#