Описание фильма

"Объяснение в любви"   

Название фильма: Объяснение в любви
Объяснение в любви
Страна-производитель: СССР
Английский: Объяснение в любви
Жанр: мелодрама / экранизация
Режиссер: Илья Авербах
В ролях: Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Светлана Крючкова, Кирилл Лавров, Дарья Михайлова, Никита Михайловский, Денис Кучер, Иван Бортник, Елена Санько, Анатолий Коваленко, Юрий Гончаров, Николай Ферапонтов, Борис Соколов
Год выпуска: 1977
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Ровесник века, талантливый литератор Филиппок (Ю.Богатырев), мучительно ищущий свой путь в жизни, оказался свидетелем и участником важнейших исторических событий.  Филиппoк кaзaлcя вceм cлaбым и нepeшитeльным. Ho, пo cyти, oн был cильным, цeльным чeлoвeкoм. Чepeз вcю жизнь пpoнec Филиппoк тpeпeтнyю и пpeдaннyю любoвь к cвoeй жeнe Зинoчкe (Э.Шикульска)...

    «Объяснение в любви» - самая большая и сложная работа И. Авербаха  - как и прежде, обращена к нравственному миру человека, рассказывая с экрана о многом: о любви, о счастье, о времени.  Но герой фильма не похож на традиционного положительного героя большинства обычных лент.  Композиция карлицы проста. Воспоминания пожилого человека, известного писателя (актер Бруно Фрейндлих) предстают перед нами последовательно, почти в хронологическом порядке. Исключение составляет только одна «вспышка» — детское воспоминание  Филиппка, на мгновения прорезающее сюжетную ткань, наполняя пространство экрана ослепительно белым светом и немного грустным чувством первой влюбленности...   Мягкий, добрый, преданный, горячо любящий, талантливый «большой ребенок» — таким предстает Филлипок в начале картины.  Юрий Богатырев строит образ не столько на поступках, сколько на мыслях и чувствах своего героя. К тому же роль у Богатырева возрастная. С годами Филиппок меняется, превращаясь из беспомощного растяпы - анархиста в настоящего писателя, человеку, запечатлевающего героическую эпоху.

Богатырев не боится показать своего героя смешным, неуклюжим. «Слабый мужчина», любящий «сильную женщину». Он не всегда может постоять за себя, может совсем не по-мужски заплакать... Достоин ли Филиппок вообше быть героем картины? Достоин, отвечают авторы фильма. Потому что человек, преданный до конца жизни своему делу, верный неизменному глубокому чувству любви к единственной женщине, несмотря ни на что, вызывает уважение зрителей.     Поэтому задача, поставленная перед польской актрисой Эвой Шикульской: сыграть русскую женщину, да так, чтобы можно было поверить, что она действительно достойна любви на всю жизнь, безусловно, не из легких.   Вероятно, ключ к образу, созданному Шикульской, лежит в одной, на первый взгляд, не столь уж значительной, Зиночкиной фразе: «Тогда мы с мамой возвращались на пароходе из Швейцарии»… Вот почему в Зиночке, не взирая на бедность быта, скромность одежд, нет-нет да и промелькнут манеры женщины «из хорошей семьи». Она сидит в крымском ресторанчике, небрежно держа двумя пальцами папиросу с длинным мундштуком... Она, расположившись в изысканной позе, говорит по телефону с подругой... Умная, обаятельная, решительная женщина. Любила ли она Филиппка? Нюансы и полутона ее игры позволяют каждому зрителю решить это для себя самому...

   В фильме великолепно выдержан стиль эпохи: темные мрачные квартиры, дача с почерневшими стеклами, дребезжащий медлительный трамвай, платья, сумочки, шляпы... Все это воссоздано тщательно и умело (художник В. Светозаров), и ощущение подлинности не покидает ни на минуту.

Оператор Дмитрий Долинин  построил картину на контрасте окутанного дымкой, приглушенного цвета основной части фильма с режущим глаза светом «вспышки»: белое солнце, белое небо, белый пароход, белоснежные одежды детей... Великолепно сняты портреты главных героев, их простые лица, одухотворенные прекрасным чувством любви.  Не случайно музыкальная палитра картины Авербаха заполнена произведениями Баха и Вивальди. Их музыка, возвышающая, очищающая человеческую душу от мирской суеты, быта, тоже воспринимается как своеобразное объяснение в любви.   Фильм Авербаха рассчитан на интимное восприятие. Поэтому, несмотря на кажущуюся ясность и простоту структуры, «Объяснение в любви» предназначено «своему» зрителю-единомышленнику

    "История Филиппка - это история моего времени, такого трудного и удивительного в его каждодневности, в неприметных чертах, которые всегда казались мне чрезвычайно важными и существенными тогда, когда пишешь о своем времени, о своем веке. Вот жил-был такой Филиппок. Работал, ездил, писал, растил детей, любил и, в общем-то, казался всем таким неумелым, робким, неприспособленным к жизни, а на самом деле был одним из тех людей удивительно нравственной силы, порядочности, честности, без которых немыслимо наше общество". - Е.Габрилович.

Еще:

Картина вводила и вводит в недоумение тех, кто пытался понять: что она такое? Эпическое полотно? Там охвачена жизнь страны почти за полвека — правда, отрывочно, в отдельных эпизодах: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. Или, может, фильм этот — любовная драма? Но зачем дан масштабный исторический фон сюжету о человеке, преданном своей жене, которая — увы! — не отвечает взаимностью? Кажется, что оба пласта — большая история и частная жизнь — неорганичны друг другу, тянут зрителя, как лебедь и щука, в разные стороны, будучи связаны только фигурой журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке — примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой — для разнообразия — изменять мужу. У польской актрисы Эвы Шикульской, сыгравшей Зину, — ослепительная, непривычная для российского глаза, «чужая» красота. В прологе фильма старый Филиппок приходит с внучкой к смертельно больной жене, приносит свою книгу о их совместном житье и благодарит за чувство, которое долгие годы питал к ней. По мнению режиссера фильма Ильи Авербаха, его герой — «человек, сохранивший себя», хоть и жена, и большая история сделали многое, лишь бы тому воспрепятствовать. Верность себе возможна тогда, если не «бытие определяет сознание», как гласила марксистская формула, а в душе есть нечто независимое от драм и треволнений века, некий негасимый огонь. Душевная конституция Филиппка такова, что жар внутреннего огня нужно кому-то адресовать, иначе горение не будет постоянным и ровным. Может быть, Зина не слишком годилась на роль «адресата», но дело не в ней, а в самом Филлипке, в его способности излучать душевное тепло. Герой тем самым не столько связывает оба пласта реальности, сколько наполняет их собственной сутью и собственным смыслом.(Валентин Михалкович)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#