Описание фильма

"Операция Валькирия"   

Название фильма: Операция Валькирия
Операция Валькирия
Страна-производитель: США — Германия
Английский: Valkyrie / Rubicon / Untitled Bryan Singer Thriller / Walkure
Жанр: драма / триллер / исторические
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Том Круз, Стивен Фрай, Карис ван Хаутен, Томас Кретшманн, Билл Найи, Теренс Стамп, Том Уилкинсон, Кеннет Брана, Эдди Иззард, Халина Рейн, Маттиас Швейгофер, Кристиан Беркель, Кевин МакНолли, Дэвид Шофилд
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

История немецкого офицера, который пытался осуществить заговор, с целью свержения Гитлера с власти.

Покушение по-американски
Газета "Труд"

Фильм Брайана Сингера "Операция "Валькирия" рассказывает о том, как тяжелая крышка стола не позволила Адольфу Гитлеру умереть раньше, чем он это сделал в действительности.
Огромное количество разновозрастных обитателей США убеждено, что именно Америка выиграла Вторую мировую войну. "Операция "Валькирия" их в этом не разубедит. Выражения лиц у находящихся в кадре людей американские, голливудские - это заметно так же, как заметны за границей соотечественники, которых узнаешь по спинам. Все внешние признаки происходящего во время войны действия в фильме Сингера соблюдены, иногда чуть утрированно, как, к примеру, выложенная на дне бассейна кафелем огромная свастика. А в остальном картина о полковнике вермахта Клаусе фон Штауффенберге (Том Круз), участнике известного заговора 20 июля и организаторе последнего покушения на Гитлера, сделана по привычным лекалам байопиков. Суровые беседы благородных заговорщиков сменяются краткими сценами из супружеской жизни фон Штауффенберга: жена полковника (Карис ван Хутен) обычно появляется в кадре лишь на пару секунд, чтобы кого-нибудь быстро поцеловать и тут же исчезнуть. В остальное время Сингер жмет на традиционные кнопки: то демонстрирует прозрение героя Круза, осознавшего в Египте всю мерзость фюрера, то любуется комариком, присосавшимся к нацистской руке, то показывает струйку крови, предательски выбегающую из-под рукава: Все слишком "как надо", а потому и выглядит как рассказ о чьей-то чужой и давней борьбе, которая волнует авторов куда меньше, нежели, скажем, война Севера и Юга.
Эта биографическая зарисовка слишком просчитана для того, чтобы занять хоть какое-то место в списке качественных военных фильмов. Скорее она останется в памяти историей съемок, ненавистью жителей Германии к сайентологии и премией "Бэмби", врученной Крузу за внимание к событиям, ранее Голливудом не освещавшимся. Да еще, пожалуй, тем фактом, что фон Штауффенберг, тяжело раненный в Египте, носит с собой стеклянный глаз, пользуясь им во время визитов к Гитлеру. В свободное от общения с фюрером время та часть лица Тома Круза, которая не скрыта черной повязкой, доступна для обозрения - кроме сцены, в которой фон Штауффенберг узнает о полном провале заговора, Круз переигрывает, то выпячивая грудь, то гордо вскидывая голову.
Так же, как недавно вышедшая в прокат картина Габриэле Муччини "Семь жизней" с Уиллом Смитом в роли добровольного донора органов, "Операция "Валькирия" выигрывает благодаря военной теме и уважительному отношению к историческим фактам. Но сюжет в стиле "Гитлер капут" все же не гарантирует результата, и похвалы в адрес Круза и Сингера заставляют вспомнить одну историю из советских времен. Отец малолетнего хулигана, по профессии актер, прибежал на родительское собрание прямо с репетиции - в костюме и гриме Ленина. И потрясенные учителя так и не решились сказать Владимиру Ильичу ничего, что могло бы его огорчить.
Сергеева Жанна

Круз, Вагнер, Вагнер и Сингер
Роман КОРНЕЕВ

Если внимательно вглядеться в титры этого кинопроекта, то первое и главное, обо что споткнётся глаз, так это по меньшей мере необычный выбор режиссёра. Как постановщик Сингер имел дело с драмами разве что в «Докторе Хаусе», да и то, в качестве хобби. Это Спилберг у нас на все руки мастер, захочет, поскакушки с русскими ваньями снимет, захочет, WWII-драму. Сингер же, особенно после слезоточивого «Возвращения Супермена», ну никак не попадает в первые ряды кандидатов на режиссёрское кресло.
Однако невозможное случилось, историческая драма в руках заслуженного комиксовода, и тут уж остаётся молиться на команду продюсеров-сценаристов-саентологов, дабы она совершила чудо. Тот самый продюсерский диктат в кои-то веки служит на благо зрителя, и чудо случается. Да, кто видел развёрнутый стартовый сиквенс, целиком попавший в сеть, поймёт, что да, наивного пафоса в фильме будет хоть отбавляй, а немцев сплошь будут играть ирландцы, но главное — это достигнутое в итоге разделение труда. Сингер занимается сценографией как умеет, рисует красоты вроде неспешно растекающегося под поникшей головой Круза мокрого пятна, в то время как остальная команда делает его основную работу — снимает кино.

То самое, навеянное немецким сериалом «Штауффенберг» и более поздними фильмами вроде «Падения». Из них же пришли и четверо немецких актёров, из которых минимум о троих можно догадаться, не заглядывая в титры — они во всей картине самые колоритные. В остальном же — Круз со своей компаньоншей-однофамилицей, конечно, получил порцию неудовольствия властей, но в итоге снимал там, где хотел, и то, что хотел. Пусть и собрав в итоге на площадке любимую команду не то Кёртиса, не то Ритчи, не то Питера Джексона.
Потому что к Крузу можно относиться как угодно, но то, что он умеет и любит делать кино, пусть он сто раз не режиссёр и не сценарист, это уже давно не требует доказательств. А потому пусть массовка как на комсомольском собрании голосует рыжими карточками, пусть немецкие боевые генералы препираются местами, как персонажи мыльной оперы, главное — зрелищу обеспечен нерв и ритм, завязанный на Крузе и лысом Кристиане Беркеле, и потому это кино при любом режиссёре станет зрелищем, достойным внимания.

Эти двое сумели настолько оживить своих прототипов, что в итоге зритель видит на экране главное — они сделали, что могли, не отступая до конца, отыграв свою историческую роль предателей, которые спасали своё отечество уже тогда, когда никто ещё не видел, что Гитлер — это тупик и могила для страны. И при этом чётко понимали, что они всё равно остаются предателями.
Остальное, как говорится, дело техники. История приведения в действие операции «Валькирия» на экране достаточно подробна, чтобы ею заинтересоваться плотнее, и достаточно поверхностна, чтобы не погрязать в датах, местах, чинах и званиях. Сам же злополучный взрыв в меру бардачен, в меру безнадёжен и в должной степени трагичен. Зритель, выходя из зала, нет-нет да и подумает, у них могло получиться. И это бы означало многое в том числе и для нас: минус целый год войны — это миллионы жизней советских солдат, так что выходит, предатель фон Штауффенберг — это такой же Штирлиц, просто он никогда не писал «Юстас-Алексу» и не шёл по коридору.

В остальном же да, фильм достаточно абстрактен для исторической постановки, ибо все эти вечно пустые улицы и голые бетонные дворы, украшенные нарочито красивыми красными полотнищами — это не из истории, а от режиссёра Сингера. С другой стороны главный плюс фильма — это многочисленные фигуры умолчания, расставленные по углам каждой сцены. И потому об истории этого покушения хочется узнать побольше, ибо даже самый замечательный фильм не вместит судьбы сотен людей, которые могли изменить историю.
До встречи в кино.
 С сайта kinokadr.ru

Миссия невыполнима
Время новостей

В 1943 году, едва оставшись живым во время операции в Тунисе, полковник вермахта Клаус Филлип Мария Шенк граф фон Штауффенберг (Том Круз) теряет глаз, правую руку, несколько пальцев на левой руке, а также последнюю веру в Гитлера, записывая в своем дневнике, а то и не боясь произносить при однополчанах крамолу вроде «Офицерский долг состоит не в спасении своей страны, а в спасении человеческих жизней» или «Служить можно либо Германии, либо фюреру, но никак не обоим одновременно». Вернувшись на родину, он обнаруживает в верхних армейских эшелонах высокопоставленных единомышленников, с которыми и разрабатывает план спасения страны и мира в целом, решая использовать в качестве отправной точки вполне благонадежный план «Валькирия», составленный на случай захвата Берлина вражескими войсками. Заговор -- последняя из пятнадцати попыток немцев уничтожить своего руководителя со времени его прихода к власти -- был сорван, Гитлер отделался синяками и ссадинами, а Штауффенберг вместе с другими «валькирьянцами» был уничтожен, перед смертью успев воскликнуть «Да здравствует священная Германия».
«Операция «Валькирия» Брайана Сингера -- далеко не первая попытка перенести на экран события 20 июля 1944 года (среди предшественников -- Георг Пабст с фильмом «Это произошло 20 июля», 1955, и Юрий Озеров с одной из серий «Освобождения» -- «Направлением главного удара», 1970.) Но, пожалуй, самая масштабная. Почти что восьмидесятимиллионный бюджет, огромное количество отменных актеров в роли немецкой военной и политической верхушки (Кеннет Брана, Билл Найи, Том Уилкинсон, Теренс Стемп, Томас Кретчманн, Эдди Иззард и многие-многие другие), наконец, в роли Штауффенберга -- невероятно похожий на него внешне Том Круз. Плюс режиссер Брайан Сингер, некогда взорвавший голливудское представление о саспенсе «Обычными подозреваемыми», а потом воплотивший в кино супергеройский миф «Людей Икс». (К слову, для Сингера «Валькирия» не первое обращение к нацистской тематике -- в свое время он экранизировал новеллу Стивена Кинга «Способный ученик», в которой юный перверт становился подмастерьем скрывающегося военного преступника.) При всем при этом каких-то особенных ожиданий (кроме как посмотреть на Круза в немецкой форме) фильм не провоцировал -- все-таки сложно представить себе истинный триллер, исход которого известен по определению.
Они и не оправдались. Попытки связать происходящее на экране с классикой жанра вроде «Семнадцати мгновений весны» провалились в силу их абсолютной предсказуемости. С точки зрения корректности фильм также устроен точно, как предполагалось: среди прочего, камера ни разу, кажется, не спускается на крупных планах ниже томкрузовского бюста в верхней его части -- все для того, чтобы в кадре не очутилась, не приведи господь, нагрудная свастика. Идея показать противоборство прогрессивной прослойки вермахта и совсем уже потерявшей человеческий облик банды СС как столкновение питомцев доктора Ксавьера и Магнето из помянутых уже «Икс-людей», была возможна, но утонула в пучине серьезности и пафоса (вполне, впрочем, оправданных). Что касается боевых сцен, то не про то это кино делалось -- в итоге мы имеем мимолетную воздушную атаку в Тунисе, вполне хичкоковский по замыслу (но не по исполнению, увы) момент передачи первой бомбы, замаскированной под бутылку куантро, да финальную перестрелку в духе компьютерной игры «Вольфенштейн».
Озаботившись важностью рассказываемой истории, Сингер вполне сознательно избрал жанр, в котором не требуется особенная художественность -- его «Валькирия» являет собой дотошную реконструкцию, в которой обязательно найдется место и появляющимся в углу экрана цифрам, отсчитывающим время (в строгом соответствии с исторической правдой), и крупным планам подписей, которые сильные мира того оставляют на важных документах, и, разумеется, бьющим по бумаге молоточкам пишущих машинок, под которыми появляются чеканные строчки приказов и донесений (ни дать ни взять -- «ТАСС уполномочен заявить...»). Но одной метафоре в картине место все-таки нашлось. Она проходит по фильму в прямом смысле слова красной нитью, гемоглобиново-эритроцитным пунктиром. Штауффенберг постоянно истекает кровью. В Африке под тем местом, где у него еще секунду назад был глаз, натекает мгновенно поглощаемая песком мутная лужица. Перед самым ответственным моментом грядущего покушения он нарочно режет себя бритвой, чтобы иметь возможность выгадать несколько минут и переодеть перед встречей с фюрером залитую кровью рубашку, а заодно привести в боевую готовность запалы. Струйка крови льется из рукава мундира уже после того, как Штауффенберг получил ранение в руку. Идея ясна как божий день -- таким образом бравый полковник по капле выдавливает из себя раба. Красиво. Эффектно, Но для полноценной кинокартины все-таки, пожалуй, недостаточно.

Станислав Ф. Ростоцкий

Настоящий полковник
Независимая газета

Тому Крузу невероятно повезло, что в мировой истории оказался персонаж, очень похожий на него внешне. Если бы американская звезда и полковник Клаус Шенк фон Штауффенберг не имели бы столь разительного внешнего сходства, голливудская копилка не пополнилась бы еще одним блокбастером. И Штауффенберг не стал бы для многих «тем самым одноглазым парнем, которого сыграл Том Круз».
Режиссером «Операции «Валькирия» выступил Брайан Сингер, создатель таких лент, как «Обычные подозреваемые», «Люди Икс» и «Доктор Хаус». «Операция «Валькирия» – второй опыт компании United Artists, возглавляемой Томом Крузом и его партнершей Полой Вагнер. Первая их картина – «Львы для ягнят» – провалилась в прокате, несмотря на то что были привлечены мощные актерские силы: Мерил Стрип, Роберт Редфорд и сам Том Круз. Поэтому Круз уже объездил полмира с новой картиной, в каждой стране оставляя обещания приехать сюда снимать фильм. Россия не стала исключением.
С самого начала авторы фильма решили обращаться с материалом как можно осторожнее – известно, как немцы трепетно относятся к своей истории, особенно к истории Второй мировой войны. И уж тем более – к теме Сопротивления. Министр обороны Германии Франц Джозеф активно выступал против того, чтобы главную роль играл Круз. Скорее всего такое неприятие голливудской звезды вызвано его принадлежностью к сайентологической церкви, которую в Германии не признают и считают сектой. Потом, впрочем, министр сменил гнев на милость, но Круз и его команда работали буквально под прицелом. Бережность, с которой Сингер подошел к материалу, в конечном счете вылилась в фарс: чтобы лишний раз не оступиться, авторы предпочли снимать сплошь крупные планы в полутемных помещениях или – для разнообразия – общие планы взметнувшихся в фашистском приветствии рук, нагромождение свастик, кожаные плащи, высокие фуражки – словом, те самые «красоты» Третьего рейха, которыми мы налюбовались еще в «Семнадцати мгновениях весны». Получилось красиво.
20 июля 1944 года полковник фон Штауффенберг пронес в кабинет фюрера портфель с бомбой, но убить диктатора ему помешал массивный дубовый стол. Окажись стол несколькими сантиметрами левее или правее – и ход истории мог бы повернуть в другую сторону. Материал для мощной исторической драмы. Тем более что материал неоднозначный – даже в послевоенной Германии еще долго отказывались признавать в Штауффенберге героя Сопротивления.
И ничего удивительного: Штауффенберг с большим энтузиазмом воспринял приход Гитлера к власти в 1933 году. Он верил в идеи наци и в то, что Германия со своей отлаженной и сильной армией завоюет мир. Будучи потомственным военным аристократом, Штауффенберг свято полагал, что здоровая армия есть основа здоровья государства. Получив в Северной Африке тяжелейшие ранения, лишившись руки и одного глаза, полковник вернулся в Германию, где был назначен начальником штаба Резервной армии. С этого времени его отношение к Гитлеру и нацизму резко изменилось. Он увидел, что Германия несется к катастрофе, и присоединился к участникам заговора против Гитлера, чтобы, свергнув нацистский режим, создать в Германии новое социальное общество. Никто из них не знал, что это будет за общество, они только знали: первым делом надо нейтрализовать гестапо, СС и СД и создать новое военное правительство.
А до лета 44-го Штауффенберг был верен Гитлеру. В качестве картонного героя голливудского блокбастера он совсем не годится. Тот, каким Штауффенберга изобразил Том Круз, – без страха и упрека красавчик, который даже свой искусственный глаз вертит в руке с многозначительностью голливудской звезды, – это герой совсем другого романа. Вовсе не того, в какой вписал свои строки полковник Штауффенберг.

Екатерина Барабаш


Ликвидировать фюрера
Газета "Труд"

Сегодня в прокат выходит "Операция "Валькирия", в которой Том Круз сыграл немецкого полковника Клауса фон Штауффенберга.
"Операция "Валькирия" Брай-ана Сингера дает широкому зрителю представление о заговоре 20 июля, когда Гитлера пытались убить. Для тех, кто об истории Второй мировой что-то знает, фильм станет еще одним пунктом в списке картин о заговоре - самым дорогостоящим (80 млн. долларов).
Немецкая пресса вручила Тому Крузу премию "Бэмби" "за творческую смелость и показ событий, которые никогда ранее не освещались Голливудом". Она напомнит Крузу о длительных спорах с немецким правительством, не разрешавшим самому известному приверженцу сайентологической церкви участвовать в съемках. Приз прессы - первый в череде наград, которые Круз сможет получить за свою не самую лучшую роль - практически весь фильм он ходит с одним выражением лица. Но можно не сомневаться, что масштаб фигуры и военная тема принесут картине если не сам "Оскар", то как минимум несколько номинаций.
Том Круз: "Я всегда хотел убить Гитлера"
- Насколько вам было важно донести историю об оппозиции Гитлеру?
- Я рос в атмосфере антифашистской пропаганды, когда дети играли в войну и мечтали убить Гитлера. И я не исключение - насколько помню, я всегда хотел убить Гитлера. Когда я узнал историю Клауса фон Штауффенберга, мне захотелось снять фильм о нем.
- Почему именно триллер?
- Брайан повторял: "Мы делаем развлекательный фильм, потому это должен быть триллер об убийстве Гитлера". Нам хотелось снять фильм, доступный и понятный самой широкой публике.
- Ваш герой носит глазную повязку и не пользуется правой рукой - как вы справлялись с этим на съемках?
- Я не мог точно определить расстояние до объектов, особенно в сумерках, и терял равновесие. Как классный режиссер Брайан знает, как много зависит от ракурса камеры, так что мы немного поэкспериментировали, пока не нашли наиболее выгодные для меня.
- А что оказалось для вас самым приятным в этом проекте?
- Захватившая меня история и желание поработать с Брайаном Сингером.
- Вы являетесь продюсером этого фильма, и у вас есть опыт в режиссуре - вы доверились Сингеру или пытались отстаивать свою точку зрения?
- Как актер я в принципе люблю работать под началом режиссера и никогда не пытаюсь режиссировать себя сам.
- Критики считают, что вы возлагаете большие надежды на "Операцию "Валькирия", которая должна вам помочь восстановить свой прежний статус в Голливуде.
- Вы знаете, я смотрю на это немного иначе - я просто снимаюсь в кино.

Галкина Галя, Сергеева Жанна

Бей фашистскую гадину!
lenta.ru

Брайан Сингер - человек, который умеет делать работу над ошибками. После провального "Возвращения Супермена", едва не похоронившего всю франшизу, ему нужен был проект, способный стереть знак вопроса над его карьерой. И такой проект нашелся. На базе интереснейшего исторического материала и при помощи более чем внушительного актерского состава он разработал свою "Операцию Валькирия", представив зрителям один из лучших фильмов о войне за последние годы.
История создания картины о, пожалуй, самом известном покушении офицеров вермахта на Адольфа Гитлера сама по себе напоминает политический триллер. Сначала ретивые немецкие чиновники от обороны пытались запретить съемки на территории объектов времен Второй мировой войны, в частности, в бывшем берлинском штабе Резерва сухопутных войск, так называемом Бендлерблоке. Причиной противодействия, с трудом балансировавшей на границе маразма и здравого смысла, стали сайентологические убеждения исполнителя главной роли Тома Круза.
Бундесвер пытался стоять насмерть, но, как и 60 лет назад, потерпел поражение. Немецкое правительство не только "запретило запрещать" съемки, но даже согласилось на определенных условиях помочь материально. Затем был инцидент с массовкой, изображавшей солдат резервной армии, когда на полном ходу борт одного из грузовиков откинулся и статисты выпали из машины. Уже на финальном этапе съемочного процесса часть пленок с ключевыми сценами фильма была испорчена в одной из мюнхенских лабораторий. Словом, у руководства страховых компаний, обслуживавших проект, был повод поседеть до срока, а то и вовсе растерять растительность на голове.
Но все неприятности не смогли сбить с толку ни Сингера, ни Круза. Более того, при всей драматичности этих эпизодов, они послужили отличной рекламой для фильма, которая разогрела зрительские ожидания до нужного уровня.
Итак, актерский состав. Том Круз в роли графа Клауса фон Штауффенберга, принесшего бомбу в ставку фюрера; Кеннет Брана в роли генерал-майора Хеннинга фон Трескова, стоявшего у истоков заговора и организовавшего знаменитое покушение на Гитлера в 1943 году во время приезда фюрера на Восточный фронт; Билл Найи в роли генерала Фридриха Ольбрихта, начальника Общевойскового управления Верховного командования сухопутных войск, собственно, и вовлекшего Штауффенберга в заговор; Том Уилкинсон в роли генерала Фридриха Фромма, главнокомандующего германской Резервной армией, расстрелявшего заговорщиков, чтобы скрыть свою осведомленность, но не избежавший их участи; Томас Кретчманн в роли майора Отто Эрнста Ремера, командира охранного батальона "Великая Германия", арестовавшего Штауффенберга и Ольбрихта.
Привлечение представителей столь разных актерских школ пошло проекту только на пользу. Сам Сингер не раз говорил, что намеренно позволил американцам, британцам и немцам говорить в кадре со своими акцентами, дабы не вызывать ощущения чрезмерной "голливудизации" фильма. Правда, для российского зрителя это не будет иметь значения в силу привычного полного дубляжа. По этой же причине россияне лишены редкой возможности услышать говорящего по-немецки Тома Круза.
Вполне возможно, с точки зрения немцев попытки в основном голливудских актеров изобразить элиту вермахта, генеалогические деревья которой уходят корнями чуть ли не во времена Барбароссы, выглядят смешно. В равной степени у нас наверняка вызвал бы прилив желчи Леонардо ди Каприо в роли Ленина или Брюс Уиллис в образе Ворошилова. Однако для не погруженных в культуру и национальные особенности потребителей, коими мы все и являемся, актерская труппа "Валькирии" выглядит очень убедительно. Даже при всех претензиях к росту и аристократичности Тома Круза, Штауффенберг из него получился достойный.
Но главное достижение Сингера - даже не актерский состав. Совершенно очевидно, что снимать триллеры, развязка которых известна всем, - задача совсем нетривиальная. В свое время с этим довольно успешно справился Джордж Лукас, сняв приквел к своим знаменитым "Звездным войнам". Но в том случае публика была в большей степени поглощена визуализацией идеи и готова была простить режиссерские промахи. Сингеру, взявшемуся за столь сложный материал, не простили бы и доли фальши.
К чести последнего, ему очень хорошо удалось передать важность момента. Помимо выработки почти физически ощущаемого напряжения в моменты принятия героями исторических решений, фильм заставляет, страшно сказать, задуматься. Ибо нормальный человек, когда-то слышавший о покушении 20 июля 1944 года, просто обязан хоть на мгновение предаться размышлениям в стиле "а что, если бы" и попытаться понять людей, поднявшихся против тоталитарной системы на пике ее могущества.
Яростные обвинители Запада в стремлении пересмотреть итоги Второй мировой войны в фильме Сингера не найдут для себя дополнительных аргументов. Герои "Валькирии" не победители. Скорее, люди, чья судьба была предопределена их собственными представлениями о морали и чести и невозможностью переступить через них. Это может показаться странным, но если бы Сингер изложил биографию Штауффенберга более детально, у зрителей возникло бы куда больше причин обвинять его в голливудской пафосности.
Чего стоит один небольшой реальный эпизод. После тяжелейшего ранения в Северной Африке, стоившего Штауффенбергу руки, глаза и нескольких пальцев, во время операции он отказался от применения морфия и вынес все хирургические манипуляции в полном сознании. И что бы подумал зритель, увидевший такой эпизод на экране? Вот именно.
И последнее. У "Валькирии" при всех мыслимых художественных недочетах, есть одно важное исключительно для выросшего еще в советские времена зрителя свойство. Своими образами она взывает к детскому и почти позабытому стремлению к героизму, выражавшемуся давным-давно в играх в "фашистов и наших". Ведь несмотря на то, что все главные герои картины облачены в форму "фашистов", да и мотивы у них были совсем иные, они стремились убить Гитлера, а значит, они "наши".

Андрей Воронцов

Пролет "Валькирии"
Текст: Семен Кваша

В "Операции Валькирия" одноглазый и однорукий немецкий полковник Том Круз должен взорвать Гитлера, но ему мешает дубовый стол. Это было бы смешно, если бы не было правдой.
К 1944 году полковник Клаус Шенк граф фон Штауфенберг потерял в сражении руку, глаз и два пальца и мистически прозрел. Адольф Гитлер, бесноватый психопат, поставил Священную Германию на край гибели. Спасти страну может только одно — уничтожение маньяка, разоружение СС, привод к власти ответственного правительства. Осуществить это нужно силами офицеров и генералов прусской (и южногерманской, как в случае с самим фон Штауфенбергом) военной элиты, а также при помощи Резервной армии, несущей гарнизонную службу в Берлине и других городах Священной Германии.
Правда льется с экрана полноводной рекой, и дело не в том, что сценарий достовернее иных школьных учебников и все рассказывает в точности, как было. Однорукий и одноглазый Том Круз страшно похож на настоящего фон Штауфенберга, он смотрит спокойным безжалостным взглядом на своих подельников, взглядом, полным любви и ужаса — на жену и детей, почти жалобно — на секретаршу, когда все дело уже провалено. Брайан Сингер, режиссер "Подозрительных лиц" и "Людей Икс", нагнал такого саспенса, что публика до последнего момента если не верит, то во всяком случае надеется, что Гитлера все-таки замочат, несмотря на перенос заседания и дубовую ножку стола, отразившую взрывную волну. На премьере в момент взрыва раздались истерические аплодисменты, переходящие в овацию — сработали безупречный ритм фильма и Том Круз, запустивший свой драматический талант на полные обороты (хотя, может, и не дотянув до адского продюсера из "Солдат неудачи").
Испытывая досаду на немцев, которые, даже уже с бомбой в руках, должны позвонить начальству за окончательной санкцией и подозрительно висеть на телефоне, пока начальство будет уточнять у своего начальства (самое страшное, что это тоже историческая правда) полезно в очередной раз удивиться отсутствию подобных заговоров в Москве — сталинские генералы безропотно шли и в лагеря, и в котлы окружения.
Это с одной стороны. С другой — полезно и понимать, что вы покупаете вместе с билетом. Даже у левака Шлендорффа в "Жестяном барабане" русские освободители были адским кошмаром, это вообще неприятная тема. Войну выиграли французские партизаны в беретках с пимпочкой, война была выиграна в "День Д" на пляжах Нормандии, теперь войну выиграл, ну по крайней мере попытался, немецкий народ, изнывавший под гнетом фюрера. Это тем более занятно, что все ответственные лица в фильме — голливудского происхождения, сами немцы к таким публичным заявлениям еще не готовы. Журнал "Шпигель" к выходу фильма опубликовал одно из писем Штауфенберга жене из свежеоккупированной Польши, в котором тот пишет, что народишко местный — сброд и кроме плетки ничего хорошего не заслуживает. План заговорщиков был договориться с меньшим злом — англичанами и американцами, чтобы отбиться от Красной Армии. Когда Фон Штауфенберг говорит: "Мы должны спасти Германию", он имеет в виду не столько даже "Мы должны спасти Германию от Гитлера", сколько "Мы должны спасти Германию от русских".
Впрочем, полковник Клаус Шенк граф фон Штауфенберг определенно был героем и погиб за свои убеждения, Брайан Сингер снял отличный фильм, Том Круз замечательный актер и счет тут предъявлять, кажется, некому. Разве только истории, но ей, как известно, наплевать.
С сайта Филм Ру

Круз-200
Русский Newsweek

Фильм Брайана Сингера «Операция “Валькирия”» выходит в России и в Западной Европе 29 января. Он не станет «оскаровским» хитом - картина не получила ни одной номинации.Хотя еще недавно многим казалось, что академики обязательно отметят фильм о легендарном заговоре высших офицеров Германии, задумавших в 1944 году убить Гитлера. Теперь исполнитель роли главного заговорщика - полковника Клауса фон Штауффенберга - Том Круз ставит на кассовый успех. Ради рекламы фильма он даже первый раз в жизни отправился в Россию. Но станет ли успешной его рекламная миссия, прогнозировать трудно. Фильм порождает слишком много вопросов и сомнений.
Если есть актер-суперзвезда, который регулярно комплексует из-за того, что его считают недостаточно серьезным актером, то это, безусловно, Том Круз. Поэтому он регулярно же соглашается на роли-жертвы, роли-подвиги. Чтобы сыграть тяжело раненого ветерана вьетнамской войны в «Рожденном 4 июля», он полгода, входя в образ, не вставал с инвалидного кресла. Чтобы сыграть тяжело раненого Клауса фон Штауффенберга, который, в частности, лишился на фронте глаза, полгода, входя в образ, не снимал с лица черную повязку. Непонятно, почему так долго, - ведь на экране его персонаж часто появляется без повязки и оба глаза на месте. В частности, на каждом совещании у Гитлера. Правда, зрители должны верить, что один глаз у него стеклянный - он вставляет его из вежливости. Но на экране этот глаз выглядит, как настоящий.
Муки Тома Круза оказались напрасными. Парадокс, но куда большие дивиденды принес ему в киносезоне-2008/09 не трагический образ фон Штауффенберга, а комический - голливудского продюсера-циника в дураковатых «Солдатах неудачи». Другое дело, что ради этой роли Круз тоже пошел на подвиг: не побоялся нанести урон своему молодцеватому имиджу и предстал на экране толстым, очкастым и лысым. Он учел опыт всех тех голливудских красоток, которые получили признание голливудских академиков, решительно изобразив уродок. В «Валькирии» же, несмотря на повязку, он чересчур смазлив. У реального фон Штауффенберга не было руки. А персонаж Круза вполне себе размахивает обеими. На второй, как и в жизни, у него недостает пальцев, но это заметят только те, кто в теме.
Впрочем, в недостатках «Операции “Валькирия”» вина Тома Круза невелика. Он как тот пианист, который играет, как умеет. Гораздо больше виноват режиссер.
Если есть режиссер, который озабочен тем, что его считают недостаточно серьезным, то это, безусловно, Брайан Сингер. Снимал бы себе мегахиты и снимал. После двух серий занятных «Людей Икс» Сингер сделал глуповатый ремейк «Супермена». Но Сингера, конечно, волнует, что публика может забыть, чем он прославился. А прославился он арт-триллером «Обычные подозреваемые» и экранизацией одной из так называемых серьезных повестей Стивена Кинга - «Способный ученик».
«Валькирия», вероятно, показалась Сингеру идеальным вариантом напомнить о себе как о режиссере, готовом замахнуться на что угодно. Пусть даже и на жанр большой исторической драмы. Беда в том, что Сингер слишком старался изобразить из себя большого режиссера. Поэтому он сотворил совсем не то, что обычно творят голливудские фильммейкеры, когда решаются завести публику в непроходимые дебри европейской истории. Он сделал не фильм-ликбез для двоечников, а прямо-таки фильм-недоговоренность.
Точнее, фильм-непроговоренность. Честное слово, читать официальный пресс-релиз к «Валькирии», выпущенный голливудской студией, интереснее, чем смотреть сам фильм. Там подробно рассказано про всех реальных персонажей-заговорщиков. Растолковано, в чем была суть «Операции “Валькирия”». Она ведь сводилась не только к убийству Гитлера, но и предполагала моментальный захват власти. Идея была сколь безумной, столь же и гениальной: использовать, чтобы ввести всех в замешательство и заблуждение, инструкцию самого Гитлера, регламентировавшую, что и как делать в случае его внезапной гибели. Использовать молниеносно, чтобы не успели опомниться Геббельс и прочие первые лица государства, - быстро всех арестовать, а армию поставить перед фактом.
В фильме постоянно звучит: «операция “Валькирия”», «Валькирия» и т. д. Чаще произносятся только словосочетания «моя семья» и «мне очень жаль». Но поневоле вспоминаешь классическую пьесу театра абсурда «В ожидании Годо», где тоже постоянно говорят о Годо, но кто этот Годо и когда появится, неизвестно. Так же неясна суть «Валькирии». В той же степени непонятно, что случилось бы, если бы переворот удался. Тот же фон Штауффенберг много рассуждает о преступлениях нацистов внутри Германии, в том числе против евреев, но про саму войну заговорщики ничего не говорят. Да, фон Штауффенберг, который и пронес взрывчатку на совещание к Гитлеру (того, как известно, спас от верной гибели вековой дубовый стол), - легендарный герой, его именем названа улица в Берлине. Но не факт, что он и его соратники в случае прихода к власти пошли бы на унизительную для Германии капитуляцию. И возможно, затянули бы войну. Гитлер в 1944 году был уже не вполне адекватным. А эти ребята, того гляди, сформировав новую верхушку станы, принялись бы за ратное дело с утроенной энергией.
Ощущение недоделанности, недовыверенности «Валькирии» возникает во время просмотра постоянно. Недоделанность в том, что абсолютно непонятно, о чем фильм, ради чего делался? С некоторой натяжкой, если старательно искать ответ на этот вопрос, можно сказать так: он о том, что одиночка - в данном случае все тот же фон Штауффенберг - способен-таки изменить ход истории. Точнее, почти способен.
Недоделанность - в том, что Сингер не дотянул свой фильм визуально и эмоционально. Происходящее не задевает. И дело не только в том, что заговорщики долгие часы убеждены, будто Гитлер убит, а зрители знают, что они ошибаются. Дело в общей вялости. Еще печальнее, что в фильме нет ощущения времени и, главное, ощущения войны. При всех этих немецких касках и намалеванных где только можно - даже на дне бассейна - фашистских знаках. В фильме нет Берлина! Притом что фильм частично там снимался, в том числе в здании бывшего военного министерства Бендлерблок.
Но кое-чем фильм все-таки приятно забавляет. Например, тем, что подтверждает давний факт: любое кино про светлых героев-революционеров невольно копирует стиль и формы кино советского. Добудьте где-нибудь и посмотрите «Харви Милк» Гаса Ван Сэнта, который не выходит в российский прокат, - про первого гея, ставшего в Америке выборным политиком и за это и застреленного. Это же в точности кинобиография Ильича, только Надежда Константиновна - мужского пола. «Операция “Валькирия”» - этакая «Молодая гвардия». Фразы, которые произносят арестованные заговорщики перед расстрелом, достойны лучших большевистских и партизанских киноэпопей. Достойны Овода из известного советского телесериала: «Вы можете уничтожить нас всех, но ваш конец близок!» «Молодая гвардия» с поправкой на то, что гвардия - особенно в лице заговорщиков-генералов - в фильме старовата.
Юрий Гладильщиков

Том Круз привез в Москву "Операцию "Валькирия"
Российская Газета
 
Голливудский актер Том Круз прибыл в Москву, чтобы представить фильм Брайана Сингера "Операция "Валькирия", в котором сыграл главную роль. Премьера фильма, рассказывающая о немецком генерале Клаусе фон Штауффенберге и организованном им в 1944 году заговоре против Гитлера, прошла в кинотеатре "Пушкинский" 26 января. Это первый визит артиста в Россию. Интервью с Томом Крузом читайте в ближайшем выпуске "РГ - Недели".
Компанию актеру составили режиссер картины, а также сценарист Кристофер МакКуорри, говорится в сообщении РИА "Новости". На встрече с журналистами актер признался, что его детской мечтой было убить Гитлера. Тем не менее, до начала съемок Круз, по его признанию, не был знаком с историей мятежного нацистского генерала, зато в процессе изучил все возможные источники. Брайан Сингер рассказал, что во время съемок, почти целиком проходивших в Германии, группа вдобавок к основной работе сняла документальный фильм о событиях того времени. Стоит отметить, что власти Германии, по сообщению ряда агентств, довольно неохотно помогали группе, а в ряде случае даже не разрешали снимать на исторических объектах.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#