Новости

1 ноября 2007 г.

Герои смутного времени

Артур Смольянинов: “О ролях не мечтаю”
Владимир Хотиненко назвал его молодежной звездой. “Тайный знак”, “Шик”, “9 рота”, “Жара” тому подтверждение. Как и Костка в историческом боевике “1612” о Смутном времени — нынешнем или четырехвековой давности, еще вопрос. При личном общении Артур удивляет воспитанностью и серьезностью, неожиданными для звезды, тем более молодежной, да еще со шлейфом хулиганских ролей. При этом он невероятно живой — сто движений в минуту. Артур Смольянинов вежливо, но твердо отказывается говорить о том, что содержит семью: маму, младших братьев и сестру. Что помогает больным детям. Только охотно признает, что любит общаться с детишками: “От них подпитываешься любовью. В детях больше всего Бога”.
Владимир Хотиненко назвал его молодежной звездой. “Тайный знак”, “Шик”, “9 рота”, “Жара” тому подтверждение. Как и Костка в историческом боевике “1612” о Смутном времени — нынешнем или четырехвековой давности, еще вопрос. При личном общении Артур удивляет воспитанностью и серьезностью, неожиданными для звезды, тем более молодежной, да еще со шлейфом хулиганских ролей.  При этом он невероятно живой — сто движений в минуту.
Артур Смольянинов вежливо, но твердо отказывается говорить о том, что содержит семью: маму, младших братьев и сестру. Что помогает больным детям. Только охотно признает, что любит общаться с детишками: “От них подпитываешься любовью. В детях больше всего Бога”.
“В детстве я пел в электричках”
— Артур, расскажите, как вы попали в фильм Валерия Приемыхова “Кто, если не мы”, с которого все началось.
— Я приехал в школу, из которой меня выгнали, повидаться с друзьями. И вдруг кто-то сказал: смотри, фотограф пришел для кино делать пробы. Это оказалась Алевтина Маврина, которой я по сей день благодарен за то, что она меня отстояла. Валерий Михайлович был сначала как бы против меня. Предчувствовал, что со мной будут проблемы. Я в то время был отроком неуправляемым, не почитающим старших. Со всеми подростковыми грехами. Алевтина меня сфотографировала. Я тут же занял у нее тридцать рублей, на которые в секонд-хэнде купил себе камуфляжный комбинезон. Правда, потом деньги ей вернул, честно заработанные. На кинопробы я раз шесть приезжал. Валерию Михайловичу нравилось, как я пою, — я приезжал с гитарой. И его впечатляла моя трудоспособность. В отличие от всех своих конкурентов я мог проиграть одну сценку по двадцать дублей. И мне не надоедало. Выдерживал часов по пять-шесть работы. Я поначалу был чрезмерно самоуверенным. Море по колено. “Дорогу мне!”
— Очень хотелось сниматься?
— Всегда мечтал об этом. Я вообще был артистичный: в детском саду играл Серого Волка и Крокодила, в школьном спектакле — Бабу Ягу. Пел в сквере перед Большим театром, куда ходил с дедушкой 9 Мая. Или когда с мамой ехал в электричке, вставал, шел по проходу и пел. Иногда конфетку давали… Репертуар у меня был революционный: “Интернационал”, “Тачанка”, “Три танкиста”. Это от дедушки, он был коммунистом и научил меня этим песням.
— И когда Приемыхов утвердил вас на одну из главных ролей…
— Начался беспредел с моей стороны. Валерий Михайлович говорил: “Смольянинов, если бы ты так не пел, я бы тебя убил!” В первый же съемочный день мы с моим партнером Женей Крайновым умудрились исчезнуть ровно в тот момент, когда оказались нужны на площадке. Убежали покурить за какой-то ангар и заговорились, перестали время замечать. Прибегает ассистентка: “Где вы пропадаете? Вас все ждут на площадке!”
— И Валерий Михайлович вас построил?
— Он любил нас. Не за что-то, а просто любил. И я понял, что не имею права его подводить. Он, конечно, на меня большое влияние оказал в смысле формирования взглядов на жизнь.
— Например?
— Что нужно быть порядочным, что врать нельзя, честно делать свое дело и доводить его до конца.
“Жизнь не имеет остановок”
— После фильма “Кто, если не мы” вы плавно поступили в ГИТИС?
— Плавно. На курс Леонида Ефимовича Хейфеца.
— У него с вами проблемы были или вы к тому времени выровнялись?
— Выровнялся, но не совсем. Я вообще считаю, что жизнь не имеет остановок. Какую-то идею нужно в себе воспитывать непрерывно. Иметь цель.
— Практическую?
— Нет, духовную. А практическая цель возникнет сама по себе. К духовному мы часто идем через практическое. Грубо говоря, чтобы почувствовать себя хорошо, нужно пойти в церковь, или кому-то что-то подарить, или помочь — хотя бы через дорогу перейти. Навестить кого-то в больнице. Да просто поговорить с человеком.
— Вам ведь на днях исполнилось 24 года? Есть ощущение, что уже много сделано?
— Чем измерять это “много”?
— Количеством фильмов, спектаклей.
— Количеством важных, судьбоносных встреч — может быть. Для меня это встреча с Приемыховым, безусловно. С моим тренером по футболу, с педагогом по саксофону. С мастером в ГИТИСе. Встречи с Федором Бондарчуком, с Сергеем Гармашом, с Владимиром Хотиненко. С Никитой Сергеевичем Михалковым, конечно, тоже.
— Давайте по порядку. Раз тренер по футболу, значит, вы не просто болельщик?
— Я лет восемь играл за ф/к “Вымпел”, город Королев. Мы даже призовые места занимали. Играл со второго класса школы до лета, когда поступил в институт.
— Саксофон — это тоже в школьные годы?
— Да. Педагогом моим был Эрнест Иосифович Барашвили, замечательный человек, царство ему небесное… Он в юности на саксофоне в оркестре Утесова играл! Я, к сожалению, так и не повидал его перед смертью, виню себя за это. Такой, знаете, маленького роста, но очень сильный, с внутренним стержнем. Достаточно было смотреть, как он ведет себя. Это я сейчас понимаю, а тогда все на подсознательном уровне происходило.
“Русским людям свойственно раздолбайство”
— Какие впечатления остались от съемок в фильме “Последний забой”? Вы же играли шахтера — в настоящую шахту-то спускались?
— Я туда спустился в последний съемочный день, в свой день рождения. Незабываемое впечатление. Мой старший друг и коллега Алексей Горбунов в панике кричал: “Я привезу справку, что я гипертоник! Мне нельзя в шахту!” Глубина-то 600 метров, реально страшно. И все в состоянии дикой разрухи. Дикой! Вокруг города Шахты раньше было шестнадцать шахт. А когда мы там снимали, работали только полторы. Все мужское население города знаете чем занималось? Таксистами работали. А возить некого. У людей отнят смысл жизни — им не дают делать то, что они умеют. Конечно, русским людям свойственно раздолбайство. До Москвы 1000 километров. Как у Гоголя: “Отсюда три года скачи, никуда не доскачешь”. Наша беда во многом от того, что мы не чувствуем своей страны. Ведь две недели в поезде надо ехать из конца в конец. И какая может быть национальная идея на таких просторах? Связей нет между людьми. Все ниточки разорваны, отрезаны. Может быть, я несколько радикален, это эмоции. У меня впечатления остались сумрачные. Жаль людей, но чем помочь? Картиной “Последний забой”, которая не имела почти никакого проката?
— Вы пессимист?
— Скорее реалист. Но от съемок в “Последнем забое” у меня остались и хорошие воспоминания: я там близко сошелся с Сергеем Леонидовичем Гармашом, которого могу назвать своим духовным отцом в жизни и профессии.
— Вы же с ним в одном театре работаете?
— Я в этом театре и оказался благодаря его рекомендации.
— А какие отношения у вас сложились с главным режиссером “Современника” Галиной Борисовной Волчек?
— Очень хорошие — отношения ученика и учителя. Она замечательная, глубокая, мудрая. При этом сохраняет детскую непосредственность. Очень ценное и редкое качество. А я как театральный артист еще не сформирован, очень зелен и многого не понимаю. Но знаю, что театр — это моя дорога, с которой я не сверну. Для меня в театре еще существует проблема длинного дыхания. Кино — искусство мозаичное, оно складывается из маленьких кусочков. Насчет театра у кинооператоров есть шутка: “Два часа общего плана”. Эта непрерывность существования гораздо честнее, но и сложнее.
— А страх сцены есть?
— Перед каждым спектаклем. Если пройдет страх, значит, пора завязывать. Должно быть так: глаза боятся, а руки делают.
— Текст на сцене можете забыть?
— Такое было перед самым первым моим выходом. Я играл Соленого в “Трех сестрах”. За неделю ввелся в спектакль, много репетировал, подробно готовился. И вроде был уверен в себе. Соленый выходит после реплики Тузенбаха: “Я бы давно ушел от такой, а он терпит и только жалуется”. Илюша Древнов, который играет Тузенбаха, произносит эту фразу. А я стою в кулисе и понимаю, что не помню ни слова! Меня прошиб холодный пот. Казалось, в этот момент рухнула вся моя жизнь. Первый спектакль на сцене такого театра — и забыть текст! Не помню, как я вышел на сцену, как первую реплику произнес. Видимо, само вспомнилось. Все прошло очень хорошо, были по ходу игры аплодисменты. Мне потом сказали, что кроме меня в этой роли аплодировали только Михаилу Ефремову. Это было очень приятно услышать.
“Почему лошадь такая дура?”
— Костка в картине Владимира Хотиненко “1612” — ваша первая костюмно-историческая роль. Чему пришлось для нее учиться?
— Ездить на лошади. Я не стал наездником, но в седле, слава богу, сижу. Учился тяжело, с падениями. Сначала болело все. У меня тогда еще машины не было, я ездил на автобусе. И после занятий в Битце шел до остановки с ощущением, что у меня ноги далеко друг от друга. Я был похож на ковыляющего старичка.
— Первое впечатление, когда садишься на лошадь: почему она такая широкая?
— Первое впечатление: почему она такая дура. Я до слез доходил, до истерики: “Больше к вам никогда не приеду!”. Но все равно приезжал. Один раз лошадь понесла меня с большой скоростью прямо на ограждение. Я понял, что, если она прыгнет, я разобьюсь. И решил упасть на пол, усыпанный опилками. Лошадь, почувствовав, что меня нет, тут же остановилась. И так гордо на меня оглянулась. Это очень хитрые животные. И с чувством собственного достоинства. Только где-то к середине съемок, когда я поскакал галопом и не почувствовал никакого страха, понял, что наконец-то научился. И лошадь стала меня слушаться.
— Ваш Костка — комический слуга-оруженосец при главном герое. На мой взгляд, он самый яркий персонаж в фильме.
— Просто роль очень выигрышная. В ней можно больше хулиганить. Героя всегда играть сложнее.
— У вас нехарактерные роли были?
— А Лютый из “9 роты” разве не герой?
— Я имею в виду то, что на театральном языке называется “голубой герой”.
— Посмотрите на меня: какой же я “голубой герой”?
— Из вас получился бы вполне убедительный Ромео.
— До такой роли дорасти надо.
— Так он же совсем юный.
— Наверное, интересно было бы. Но, как говорит Сергей Леонидович Гармаш, я о ролях не мечтаю. Я тоже всегда так думал, только почему-то не решался озвучить. Чем сильнее мечтаешь о роли, тем меньше вероятность, что ты ее сыграешь. На что ты способен сегодня, то и получаешь. И уже по факту начинаешь о роли думать.
— Такое впечатление, что Костку вы играли на органике.
— Я бы сказал, на интуиции. Но во многом эта роль все-таки продуманная. Например, Костка все время ходит на полусогнутых, вообще ноги не выпрямляет. Это я придумал. Он как таракан: топ-топ-топ! Везде успевает. Я придумал для него такую характеристику: он “решает вопросы”. В сущности пиаром занимается. И о себе не забывает. А Владимир Иванович Хотиненко мне все время твердил: “Легкость, легкость, легкость!” Поэтому Костка часто говорит: “Легко!” Он подвижный, подстраивается под любую ситуацию, находит выход из любого положения.
— Вы назвали встречу с Хотиненко одной из самых важных в вашей жизни.
— Он режиссер европейского уровня. И когда, работая с таким мастером, достигаешь глубокого обоюдного доверия, начинается настоящее творчество. Ты не боишься, ты раскован, фантазируешь, предлагаешь. Знаешь, что не услышишь в ответ: иди, мальчик, не мешай. Думаю, сейчас, если бы мы снова вместе с Владимиром Ивановичем работали, был бы настоящий полет.
Московский Комсомолец Ру
Валерия Горелова   

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#