Новости

6 февраля 2008 г.

Вперед, в прошлое!

Карен Шахназаров: “Роллинг Стоунз” и “Битлз” разрушали Советский Союз успешнее, чем ЦРУ и ФБР”
 
Генеральный директор киноконцерна “Мосфильм” Карен Шахназаров время от времени занимается любимым делом — снимает фильмы. На этот раз он не просто вернулся в режиссерское кресло. В новой картине “Исчезнувшая империя” он вернулся в 70-е годы прошлого века.
Интервью для “МК” Карен Георгиевич дал в своем мосфильмовском кабинете, кстати, довольно скромном. В его манере общения есть чувство меры — ценное для режиссера качество. Немного вальяжности, но отнюдь не “гендиректорской”. Таким он был еще в ту пору, когда все называли его просто по имени и только что была снята картина “Мы из джаза”. Немного насмешливости, но не адресованной конкретному собеседнику — просто черта человека, всю жизнь снимающего фильмы, которые он упорно называет комедиями.
“Это фильм о моей жизни”
— Карен Георгиевич, ваша картина “Исчезнувшая империя” началась со встречи с другом и одноклассником Сергеем Рокотовым?
— В какой-то степени. Сергей дал мне почитать один свой сценарий. А я сказал: “Почему бы тебе не написать про 70-е годы?” Он написал, мне понравилось. Правда, потом, при участии Евгения Никишова, нашего редактора, все это сильно перерабатывалось. Когда молодые актеры начинали произносить написанные фразы, выходило слишком громоздко, и мы переписывали диалоги под них — чтобы они могли произносить их естественно.
— Исполнителя главной роли вы под себя искали?
— Любой режиссер всегда ищет героя под себя. Те, кто говорит, что это не так, лгут. Другое дело, что это происходит неосознанно. Я понимаю, что в той или иной степени персонаж в картине будет связан со мной. С этим ничего не поделаешь.
— Главная героиня похожа на вашу первую любовь?
— Абсолютно не похожа. Не надо этот фильм считать моей биографией. Вечно это: “Американская дочь” — ваша биография, “Курьер” — тоже автобиография”.
— Но в начале съемок картины, которая тогда называлась “Рожденный в СССР”, вы сказали: “Это фильм о моей молодости”.
— Да любой мой фильм — фильм о моей жизни. “Яды, или Всемирная история отравлений” — тоже картина биографическая: я три раза был женат и хорошо знаю эти взаимоотношения. (Смеется.) Любой фильм любого режиссера — это его опыт, его жизнь.
— Вы как-то признались, что наделяли героев “Исчезнувшей империи” историями из своей жизни.
— Все кино, которое ты делаешь, взято из твоей жизни. А из чего еще брать? Конечно, я бывал на этих сейшнах, ходил в рестораны. Да все этим занимались!
— И в ресторанах дрались?
— А как же!
“Все мои картины, кроме “Цареубийцы”, комедии”
— Но все-таки трудно выдернуть себя из колеи нынешних дел — особенно в вашем положении гендиректора российской фабрики грез — и погрузиться во времена своей молодости, в ту атмосферу? Что вы для этого делали — достали свои альбомы с фотографиями и поставили пластиночку “Роллинг Стоунз”?
— Да я и так прекрасно помню то время. Может быть, это одна из немногих картин, про которую я могу сказать: “В ней все правда”. Я это прожил, я знаю жизнь Советского Союза того периода. Более того, я могу в качестве консультанта подсказывать молодым коллегам, как и что им делать. К “Цареубийце”, “Всаднику по имени Смерть” надо было специально готовиться. А здесь я и так все прекрасно помню — не в маразме еще. (Улыбается.) Да и было то время буквально вчера.
— Вы не раз говорили, что всегда снимаете комедии. В “Исчезнувшей империи” есть комедийные ситуации, но ощущения комедии фильм не оставляет.
— Ну назовите по-другому. Я же никому не диктую. Комедия, в моем понимании, это очень широкий жанр. Я понимаю, почему Бальзак назвал серию своих великих романов “Человеческая комедия”. Понимаю, почему у Данте “Божественная комедия”. Думаю, большая ошибка считать комедией только, например, фильмы Гайдая. Комедия — гигантский мир, в котором много нюансов. Есть эксцентрическая комедия, которой занимался Гайдай, есть лирические комедии Данелия. И считаю, что все, что я снимал, — комедии. Кроме “Цареубийцы”.
— Почему вы изменили финал фильма? Ведь предполагалось: герой и героиня встретятся тридцать лет спустя и поймут, что все это время любили друг друга.
— Я понял, что это неправдоподобно. Да и само кино продиктовало другой финал.
— Встречу героя с другом юности Степаном, предавшим его?
— Совершенно случайно получилось, что в кадре остался только Владимир Ильин, играющий Степана, а главный герой — за кадром, слышен только его голос. А вышло так, потому что я ошибся с актером, который должен был играть героя тридцать лет спустя. Когда я стал его снимать, увидел, что актер не тянет. А Ильин замечательно работал, с ходу сделал два дубля. И тут у меня возникла мысль: героя не должно быть видно. Не надо, чтобы он появлялся старым. У фильма есть своя логика, он ее диктует. По-моему, получился правдивый финал. И я, прожив пятьдесят пять лет, могу сказать: “Да, жизнь такая. Надейтесь, не надейтесь, но она такая, и никакой другой не будет”.
“Мы еще не вполне исчезли”
— Почему для частной истории вы выбрали такое громкое название? У зрителя может возникнуть настрой на другое кино.
— Уверен, что зритель все правильно поймет. В фильме есть и прямая аналогия с названием. Исчезнувшая империя — Хорезмийское государство, которое раскопал дед героя, археолог. Но самая важная для меня мысль заключается в следующем. Мы жили обычной жизнью, любили, страдали, учились, а в это время происходили глобальные события, о которых мы даже не подозревали. В это время уже гибла наша империя. Она уже была обречена. Но если сегодня кто-то скажет, что он это предвидел, — неправда. Хотя мы уже были на грани.
— Так наша империя уже пала или еще продолжает разрушаться?
— Это длительный процесс. На самом деле мы еще империя не вполне исчезнувшая. Мы не Хорезм. А окончательную гибель никто не может прогнозировать. По каким-то симптомам кажется, что распад продолжается. Какие-то вещи внушают надежду на сохранение…
Но что такое 18 лет, через которые распалась страна? Для истории это ноль. И самое интересное: как это происходит? Оказывается, не на уровне встреч в Беловежской Пуще или Давосе и переговоров Буша с Путиным, а там — в повседневной жизни людей. С этими матерями, брошенными отцами, с детьми, которые страдают от первой любви. Вот там и происходят глобальные события, которые, казалось бы, мы не чувствуем, не понимаем. Можно сказать, империи рушатся на молодежных сейшнах.
— Значит, “Роллинг Стоунз” взорвал Советский Союз?
— Я думаю, что “Роллинг Стоунз” и “Битлз” в гораздо большей степени взрывали Советский Союз, чем все усилия ЦРУ и ФБР, чем война в Афганистане.
— Кстати, сейчас вы продолжаете слушать ту музыку?
— Да, на Западе лучше “Дип Перпл”, “Роллинг Стоунз”, “Битлз” ничего не появилось. Так что если изредка что-то слушаю, то именно их, а не современное. Эта музыка известна и среди наших нынешних молодых.
 “Мне хотелось снять своих детей на память”
— А ваши дети что слушают?
— Они еще не определились. У них пока нет фанатизма в отношении музыки, который был у нас. Может, время сильных увлечений еще не пришло — хотя моему старшему сыну Ивану сейчас уже пятнадцать лет…
— Вы его сняли в массовке в своем фильме. Иван не обиделся, что у младшего брата, Васи, была роль, а он просто в толпе появился?
— Ваня по возрасту в этот фильм никак не попадал. И хотя он крупный, но в момент съемок ему было четырнадцать, и за студента его выдать трудновато было: все равно по глазам видно, что ребенок. Но, чтобы сделать ему приятное и себе на память, я его снял в массовке. А Вася, ему было 11, сыграл младшего брата главного героя, по-настоящему пробовался на роль. И на пробах оказался объективно более органичным, чем другие мальчики.
— Как Вася работал на съемочной площадке?
— Своеобразно. Например, мы снимали сцену, в которой он должен был только одну фразу произнести. Я ему говорю: “Вась, ты пройдешь, остановишься. Сосчитай до пяти, а потом произнеси свою реплику”. Начинаем снимать. Смотрю — как-то коротковато. Я спрашиваю: “А ты до скольких считал?”. — “До трех”. — “Я же до пяти велел считать”. А он: “Я подумал, это слишком много, длинная пауза будет”. Я говорю: “Слушай, кто здесь режиссер: ты или я?” Вот это — Вася. Ему скажешь, а он все равно делает по-своему. (Смеется.)
“Я принес свои джинсы”
— Карен Георгиевич, а как же вы, уезжая на съемки, бросали “Мосфильм”?
— Я не бросал. Мобильный-то есть, слава богу. И экспедиции не очень длинные были: 10—12 дней. Но сложные. В Таджикистане снимали в пустыне. Там несколько древних городов, кстати, отрытых дедушкой нашего сценариста, Сергея Рокотова. Его дед был знаменитый академик Толстов, которого называли русским Шлиманом. Он Хорезм открыл. Его музей в Хиве до сих пор есть. Хорезм — легендарная страна, как Троя. И Толстов в 20—30-е годы отрыл несколько хорезмийских городов. Он доказал, что Хорезмийское царство действительно было. Потрясающие места, в великолепном состоянии! Если бы там были дороги и отели, туристов было бы море. В Хиву приезжает довольно много иностранцев. Но в пустыню, к хорезмийским городам никто не ездит. Дорог нет: едешь двести километров по пустыне. Романтично, конечно. Правда, когда каждый день на съемки, в июне, по жаре — удовольствие относительное. Но я абсолютно не жалею. И Хива необыкновенно интересный город. Все культурно: гостиницы хорошие, прямые рейсы Париж—Хива. И никаких ужасов вроде ваххабитов. Нормальная жизнь.
— Эпизод в Гаграх — привет вашему фильму “Зимний вечер в Гаграх”?
— Ну да. Я там с тех пор и не был. Гагры остались без изменений с 70-х годов. Наверное, из-за войны. И туристов довольно много. Но толкучки нет, можно спокойно снимать.
— Московские дворы где снимали?
— Недалеко от Таганки. И на Пироговке много снимали. Там можно движение перекрыть, рекламу убрать.
— Художник-постановщик Людмила Кусакова просто подвиг совершила — так “загримировала” современную Москву под 70-е!
— Она — чудо. Такие точные детали нашла.
— А одежда из костюмерных “Мосфильма”?
— Многое покупали: у людей, на блошиных рынках. Я принес свои джинсы. Как ни странно, они у меня остались с тех лет. Джинсы ведь тогда были другими. К счастью, именно одежда у многих людей сохранилась: валялась десятилетиями, а выбросить жалко. Некоторые с удовольствием отдают на студию бесплатно. Но с той эпохой, как ни странно, сложнее, чем с более отдаленными временами. Многого не найти: ни телефонных аппаратов тех лет, ни мебели. А какой-нибудь XIX век — пожалуйста!
— Правда, что для вашего фильма напечатали около десяти тысяч советских рублей?
— Не знаю, может быть, и столько. Есть компании, которые занимаются такой печатью — можно заказать старые деньги, пачки для сигарет, газеты, журналы. Все, что вы видите в фильме, напечатано сейчас — целая индустрия этим занимается.
— В картине есть не только детали и вещи 70-х. В ней есть воздух, атмосфера тех лет, как ни странно это звучит.
— Я помню цвет, вкус того времени. Хотя были опасения, что передать это не удастся. Но удалось. Это огромная заслуга Людмилы Михайловны Кусаковой и замечательного оператора Шандора Беркеши. Он работает почти без подсветок, экспозицией, что для наших операторов нетипично, но говорит об уровне мастерства. Шандор не подсвечивает даже глаза актеров, и притом на экране все нормально видно. Очень хороший оператор...
Вы же знаете, у нас на картине была такая трагедия: умер Андрюша Жигалов, который начинал работу как оператор-постановщик. Он умер на выборе натуры. Они поехали выбирать натуру с Людмилой Михайловной. Ему плохо стало, они завернули в Первую градскую больницу. И Андрей умер буквально на руках у Кусаковой. А Шандор продолжил его работу. Думаю, для него это было морально нелегко…
“Мосфильму” не обязательно быть империей”
— Что за история была с браком пленки? Вы ушли после этого со своей студии “налево”?
— Лабораторный брак при обработке. Два съемочных дня, несколько сцен в институте с большой массовкой пришлось заново снимать. Тогда я ушел на “Саламандру”. Это хорошая лаборатория, где все прекрасно сделали, я им благодарен. В результате наша лаборатория преодолела свои проблемы и сейчас стала работать даже лучше, чем раньше.
— “Мосфильм” — ведь тоже империя. Какая она, на ваш взгляд?
— На самом деле “Мосфильм” — не империя. Вот если бы у студии была система кинотеатров, филиалов. Но сейчас для нас это нереально — надо смотреть правде в глаза. Почему американские компании — империи? Потому что прежде всего у них есть система проката, система компаний-инвесторов — мощные холдинги. Плюс свои телеканалы, видеосети, интернет-сети. Вот это империи!
— Вы не хотите создать нечто подобное?
— Слава богу, что мы сам “Мосфильм” как мощную производственную базу реконструировали. Он сейчас никому не уступает. Да и не обязательно быть империей. Не факт, что это — самое лучшее.
“Америке интересно наше старое кино”
— Карен Георгиевич, вы сейчас вернулись из Америки — там сейчас новая волна интереса к нашему кино?
— Мы делали там программу советских фильмов для Линкольн-центра. Это очень важная площадка в центре Нью-Йорка, очень авторитетная. Года два назад у них была программа “Фантастика в советском кино”. Они меня пригласили с картиной “Город Зеро”. И тогда возникла идея сделать большую панораму нашего кино. Американцы приехали к нам на студию и сформировали очень интересную программу. Например, взяли не знаменитый фильм Калатозова “Летят журавли”, а его же менее известное “Неотправленное письмо”. Еще “Белое солнце пустыни”, которое у нас знают все, а в Америке никто. Взяли “Карнавальную ночь”, “Иваново детство”, “Июльский дождь”, “Курьер”. Конечно, не без “Броненосца “Потемкин”. Наша программа с очень большим успехом открылась в Нью-Йорке, где будет идти месяц, а потом в течение года по разным городам США и Канады. Речь идет о десятках тысяч зрителей.
— Как вы думаете, какая из иностранных картин возьмет в этом году “Оскара”?
— Не возьмусь судить. Вообще образ России на нынешнем “Оскаре” складывается весьма, скажем так, своеобразный… (Смеется.)
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Действие “Исчезнувшей империи” разворачивается в 1973 году, когда авторы фильма были студентами, как их герои. Героев трое. Отличник Степан (Егор Барановский), сын дипломата, заводной Костя (Иван Купреенко) и главный — Сергей (Александр Ляпин), безалаберный, легкий, живущий данной минутой. От этого и все его беды. Влюбился в однокурсницу Люду (Лидия Милюзина), ухаживать начал лихо. А потом пошли дурацкие мальчишеские ошибки. Позвал на сейшн и тут же свалил с друзьями дернуть анаши в туалете. Пригласил на “Гамлета” с Высоцким, в элитарный Театр на Таганке, а сам не пришел, просто забыл, загуляв с друзьями в ресторане.
На то и первая любовь, чтобы обязательно стать несчастной, даже если она взаимна. Здесь не поможет и все понимающий мудрый дед (Армен Джигарханян) — в прошлом великий археолог, теперь предпочитающий кресло и телевизор, в котором с мудрой отрешенностью наблюдает “гибель империи”. Мысль об этой гибели в фильме не педалируется. Все промельком: Брежнев в телевизоре; чилийские события в киножурнале “Новости дня”, который показывают в “Художественном” перед новой комедией Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”; милиция, лениво гоняющая фарцовщиков, из-под полы торгующих “пластами” с полузапретной западной музыкой.
На первом плане — частная жизнь и личные драмы. У Сергея безнадежно больна мать (Ольга Тумайкина). Любимая выходит замуж за лучшего друга. Из института отчисляют за глупую ресторанную драку. Остается уехать на край света, к Городу Ветров, останкам погибшей империи. А в финале откликнется вопрос, невзначай брошенный Костей: “Интересно, что будет с нами лет через тридцать?” Уж точно не так, как загадали в беззаботной юности с ее не всегда смешными проблемами. Но воспоминания о молодости, павшей на рубежные 70-е, все-таки сладки, как то, настоящее, мороженое за 48 копеек. И с привкусом горечи, уже разлитой в застойном воздухе, который вдыхался с недоступной теперь легкостью бытия.
Елена Ардабацкая, Валерия Горелова
Московский Комсомолец Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#