Описание фильма

"Вавилон"   

Название фильма: Вавилон
Вавилон
Страна-производитель: США
Английский: Babel
Жанр: драма
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Кейт Бланшетт, Брэд Питт, Гаэль Гарсиа Берналь, Махима Шодри, Джейми МакБрайд, Кодзи Якусе, Шилпа Шетти, Линси Бошам, Пол Террелл Клэйтон, Фернандес Маттос Дульче, Натан Гэмбл, Элль Фэннинг, Адриана Барраза, Ринко Кикути
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Примечание:

А знаете ли вы, что...

- Съемки картины при бюджете 25 млн. $ проходили со 2 мая по 1 декабря 2005 года.
- Алехандро Гонзалез Инарриту получил в 2006 году на Международном Каннском Фестивале награду за лучшую режиссуру.
Максим Якушев

Дополнительная рецензия:

Идальго голливудский

В Москве начинается прокат самого амбициозного фильма года. Речь идет о "Вавилоне" режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту

Однако какой рывок: каких-то шесть лет назад "Сука любовь" /Amores perros/ (2000), первая картина совсем тогда еще молодого мексиканского режиссера, попала в оскаровскую номинацию как "лучший фильм на иностранном языке". И вот теперь Иньярриту претендует на главную американскую награду уже в основной номинации, англоязычной. Причем аж в семи категориях. Кроме того, перед его напором не устоял и Канн, где Иньярриту получил приз за режиссуру. Впечатляющая карьера, ничего не скажешь...
За одним, пожалуй, исключением: "Сука любовь", витальная, оглушающе прекрасная и одновременно неизбывно горькая поэма о Мехико и его обитателях, в сто раз органичнее, нежели "Вавилон" /Babel/ (2006). О промежуточной части триптиха, картине "21 грамм" /21 Grams/ (2003), снятой уже в павильонах Голливуда, и говорить не стоит. Из всей трилогии, которую, как выяснилось, хитроумный идальго Алехандро Гонсалес Иньярриту задумал давным-давно, "21 грамм" действительно самый "промежуточный" фильм. Да и сам Иньярриту, чувствуя "сердечную" недостаточность этой картины, как-то обмолвился, что, дескать, съемки, проходившие на чужом языке, были для него во многом "неестественными".
По поводу "Вавилона", картины еще более неестественной, эдакой глобалистской мелодрамы с привлечением беспроигрышных голливудских "верняков" Кейт Бланшетт и Брэда Питта, Иньярриту деликатно помалкивает. Во всяком случае на пресс-конференции в Канне – видимо, предчувствуя успех, – он принимал журналистские восторги со снисходительностью небожителя. Что и говорить – от нынешнего Иньярриту, который, между прочим, сильно изменился и внешне, таких откровений трудно ожидать. Прежний толстячок этнической наружности ныне остепенился и "огламурился", превратившись в рекламного мачо, приватизированного Голливудом "латинского любовника", который, по-видимому, теперь поставит на конвейер свой магический дар, стараясь адаптировать его к американским условиям и астрономическим вложениям.
Правда, ничего не дается даром: освоение больших бюджетов сыграло с Иньярриту злую шутку. Вместо сугубо авторского кино, которое он задумывал, на выходе получился чисто продюсерский проект, амбициозный и якобы всеохватный – эдакая сага о месте и времени, меняющихся, по мысли автора, местами. В пространство марокканской пустыни, живущей по законам чуть ли не XII века, врывается так называемое Новое время – в лице двух американских туристов, которых изображают Бланшетт и Питт. Именно здесь, посреди первозданных и кажущихся безопасными пейзажей, героиню Бланшетт настигает шальная пуля: виноваты арабские мальчишки, заигравшиеся в метких стрелков.
Дело осложняется побочным сюжетом, мексиканским. Пока, стало быть, супружеская пара из Америки путешествует, их дети, оставленные на попечение няни, чуть не погибают на границе Штатов и Мексики. Безответственная мексиканка решила взять их с собой на свадьбу к сыну, для чего понадобилось нелегально пересечь границу, потом бежать от полицейских, потом ночевать под открытым небом. И так далее и тому подобное. А пока суд да дело – Брэд Питт красиво страдает, Кейт Бланшетт мучительно умирает, – в далекой Японии разворачивается своя драма. Глухонемая японская девочка-подросток, потерявшая мать, терзается где-то далеко в Токио: как водится, от непонимания и одиночества. Японский сюжет тоже каким-то чудодейственным образом введен в ткань повествования. Речь, кажется, идет о той самой роковой винтовке, из которой была ранена американка и которую отец глухонемой девочки когда-то подарил знакомому марокканцу, а уже потом она попала в руки отца мальчишек-арабов. Эту последнюю "японскую" натяжку, без коей вполне можно было бы обойтись и не связываться с трудными съемками в Токио, Иньярриту объясняет, как всегда, философски. В том духе, что все мы, жители планеты Земля, связаны между собой незримыми нитями, все мы одиноки, несчастны и чуть что – страдаем. (Особенно, видимо, тогда, когда выстреливает японское ружье – и надо же, прямо у тебя над ухом.)
И все бы, как говорится, ничего, если бы не определенный тайный умысел, расчет на кассу, на некий универсализм, который отчетливо чувствуется в сценах, где участвуют Брэд Питт и Кейт Бланшетт, всесветно знаменитые голливудские монстры. Непреодолимый пиетет, который "провинциал" Иньярриту испытывает к этим суперзвездам, к сожалению, проникает и на съемочную площадку. Изображая американскую пару, путешествующую по арабскому Востоку, Кейт и Брэд, сами того не желая, оказывают на непрофессиональных исполнителей гипнотическое действие. Как сказал парень, игравший в картине гида, не актер, а "типаж", выбранный чисто случайно из толпы статистов: ах, дескать, какое счастье оказаться вблизи столь блестящих персон! Мол, они не такие, как мы, и живут не так, как мы (ясное дело, в роскоши и неге), а вот поди ж ты – относятся к нам как к равным. При том, что и Кейт, и Брэд играют очень хорошо, даже отлично, их присутствие в аутентичной среде марокканской пустыни – с ее первозданной пылью, жарой, грязью, с ее настоящими, а не придуманными людьми – выглядит, мягко говоря, натяжкой. Эдакий рояль в кустах, цветок в пыли, парочка бриллиантов в грубой оправе. Насчет бриллиантов, правда, трудно сказать – драгоценной здесь выглядит как раз среда обитания, которую Иньярриту блестяще освоил, работая в сорокаградусную жару с непрофессиональными актерами в условиях, максимально приближенных к боевым. И если Кейт Бланшетт довольно реалистично изображает физические страдания, то Брэд Питт, бедняга, то и дело выбивается из колеи.
Забавно, но, видимо, само название картины сыграло с Иньярриту дурную шутку. Как известно, многоязычие, если верить библейской легенде, возникло при строительстве Вавилонской башни: разгневавшись на людей, вознамерившихся при помощи своего строения достичь неба, Бог разъединил их, заставив говорить на разных языках. Возможно, строгий мексиканский Бог, наделивший Иньярриту магией воображения и вдохнувший в него искру таланта, тоже разгневался на своего подопечного, вознамерившегося покорить голливудский олимп...
Ибо "Вавилон" распадается на несколько не связанных между собой фильмов. Мексиканская новелла – с неподражаемым Гаэлем Гарсиа Берналем – так и дышит прежней чувственностью, эмоциональной заряженностью; об арабской мы уже рассказали; японская сделана технически очень чисто, высокопрофессионально, напоминая, тем не менее, среднестатистический японский фильм.
Но тогда почему же все так восхищаются картиной, выдвигая ее в лидеры арт-хитов года? Видимо, потому, что Иньярриту при всех своих недостатках сумел вдохнуть в широкомасштабный голливудский проект свою знаменитую витальность, незаемную чувственность. Что есть, то есть: "Вавилон" смотришь с непреходящим интересом, восхищаясь мастерством автора, его умением подчинить себе все элементы киноязыка, от музыки до костюмов. Недаром в команде "Вавилона" работали сплошь оскароносцы – художник, монтажер, композитор. Качественный продукт, ничего не скажешь. Большое кино. В отсутствие подлинных шедевров на мировом рынке "Вавилон" может вполне сойти за таковой. Если особо не придираться, конечно.
Текст: Диляра Тасбулатова
"Итоги"


Глобальная башня

"Вавилон" – самый амбициозный фильм сезона

Рекомендует Андрей Плахов
Когда "Вавилон" показали в Канне, кинообозреватели вспомнили не что-нибудь, а классическую "Нетерпимость". Впрочем, название эпопеи Гриффита сюда бы не подошло: его пришлось бы заменить на "Глупость" или "Легкомыслие". Именно из-за них, даже без тени дурных намерений, совершаются иррациональные поступки, которые в условиях глобализации немедленно складываются в цепь причин и следствий, недоразумений и роковых совпадений – и в итоге оказываются непоправимыми.
"Вавилон" – третья часть трилогии мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, сделавшего себе имя фильмами "Сука любовь" и "21 грамм". В первом из этих фильмов причудливо сплелись три истории жителей Мехико, во втором – действие происходит уже в Штатах, в третьем – распространяется на весь мир, от Марокко и Туниса до Калифорнии и Мексики, и даже до Японии. Богатый японец после охоты в марокканских горах подарит ружье аборигену-арабу, а тот оставит его своим сыновьям-мальчишкам, чтобы отгонять шакалов на горном пастбище. Ружье, как известно из учебников драматургии, раз появившись, должно выстрелить. Пуля полетит в туристический автобус, и жертвой станет американка, путешествующая со своим мужем, что тут же распространит по округе весть об окопавшихся террористах. А в это время мексиканская няня нелегально вывезет малолетних детей американской пары из Сан-Диего на свадьбу своего сына, что едва не приведет к катастрофе. И в это же самое время в Токио глухонемая дочь японца будет переживать свою драму.
Драматургия паззла, составленного из нескольких автономных сюжетных линий, которые обязательно пересекутся в точке А, разрабатывается мировым кинематографом уже не первое десятилетие. Иньярриту с самого начала запатентовал несколько слагаемых метода. Он как натуральный мексиканец поднимает проблемы иммигрантов и мегаполисов, социально-культурного расслоения и двойных расовых стандартов, причем делает это с темпераментом, достойным своей нации, и со все большим, теперь уже голливудским, постановочным размахом.
Американскую пару играют Брэд Питт и Кейт Бланшетт, причем это тот редкий случай, когда появление звездных монстров оправданно. Питт придает необходимую весомость образу американца, который пытается спасти истекающую кровью раненую жену и сталкивается с равнодушием соотечественников. Бланшетт практически всю роль проводит в агонии, лежа на полу арабской хижины, что вряд ли удалось бы с таким профессиональным шиком изобразить менее известной актрисе. Горькая ирония состоит в том, что статусная американская пара, пережив экстрим, практически выходит сухой из воды. Непоправимо же страдают бедные – мексиканцы и арабы.
Правда, страдают они главным образом из-за собственного недомыслия. Если бы марокканец не дал ружье подросткам-балбесам, ничего бы не случилось. Если бы мексиканская няня не усадила чужих детей в машину под управлением собственного сына-психопата, все сложилось бы иначе. Сына играет Гаэль Гарсия Берналь. Он мобилизует все свое обаяние, стараясь внушить симпатию к герою, взорвавшемуся от грубостей пограничников. Но и дураку ясно, что по сути, пускай не по форме, пограничники правы: если все будут хватать чужих детей и возить туда-сюда через границу, вряд ли это приведет к хорошей жизни в современном Вавилоне.
Семейные проблемы, впрочем, не заслоняют глобальных и мультикультурных, ибо контакт разных культур несет не меньше сложностей, чем преемственность поколений. Если бы, как это повсюду происходит сегодня, туристы ни разъезжали по всему миру и из страны в страну ни кочевали иммигранты, не было бы вообще фильма "Вавилон". Зато теперь о нем говорят как о "победительно амбициозном эпосе, который пытается разобраться с множеством бед, подстерегающих человечество".
Почему же все-таки создатели этого фильма не сорвали "Золотую пальмовую ветвь"? Да потому, что антиглобализм идеи не спас от туристического оттенка "галопом по Европам", а антигламур ситуаций неожиданно обернулся глянцевой упаковкой, в которой поданы "беды человечества". Но то, что оказалось минусом в Канне, на "Оскаре" вполне может обернуться плюсом.
Коммерсант Ру

Винтовка, проданная одним японским торговцем оружием, попадает в Марокко. Тут ее покупает мирный небритый дехканин. Он похож на террориста – но там они все похожи на террористов. На самом деле, винтовка нужна ему, чтобы отстреливать шакалов и охранять свое стадо от потравы. Он надеется, что сыновья-подростки справятся с этой нехитрой задачей. Младший показывает себя многообещающим мальчиком: с черт знает какого расстояния попадает на спор в туристический автобус и серьезно ранит американскую туристку. Конечно, он в нее не целился – он целился в автобус, но туристке от этого не легче. На другом конце мира, в Америке, маленькие дети этой туристки, оставленные на попечение нелегалки-мексиканки, едут с няней через границу на свадьбу ее сына и неожиданно сами превращаются в нелегалов. Еще на одном конце света, в Японии, глухонемая дочь торговца оружием никак не может прийти в себя после самоубийства матери и все пытается лишиться девственности. Все равно с кем – со стоматологом, с полицейским…
Начав как исчадие мексиканского андеграунда, Алехандро Гонсалес Иньярриту превратился в международную альтернативную звезду. Еще немного – и его окончательно засосет официоз: «Вавилон» претендует на главные американские кинопризы. Тому, кто однажды получил «Оскар», уже не отмыться вовек. Иньярриту бросил родной безумный Мехико, переехал в скучный гламурный Лос-Анджелес и стремительно превращается в респектабельного режиссера, который называет «малобюджетным» фильм стоимостью в 25 миллионов долларов. Но человек он хороший. Очень любит своих детей. Очень хочет остаться в истории именно хорошим отцом, а не хорошим кинематографистом. Своим детям он и посвятил «Вавилон». Он строит мост между поколениями – а заодно, и между нациями. Побочный эффект.
Сумма в 25 миллионов оказалась недостаточной, чтобы Иньярриту продался, изменил себе. Он по-прежнему режет правду-матку, не стесняясь задеть за живое. «Вавилон» не лучше и не хуже его предыдущих проектов «Сука-любовь» и «21 грамм» - хотя он другой. Но фирменные сюжетные заморочки Иньярриту (многосоставная история, части которой хронологически перепутаны и взаимно пересекаются) – на месте. «Сука-любовь» была проще и честнее. «21 грамм» - занятнее и трагичнее. «Вавилон» - масштабнее и сочнее. Сок, правда, очень горький, но это – тоже как обычно.
Перечень актеров начинается с Брэда Пита и Кейт Бланчетт. Впрочем, они поставлены первыми только в русле соблюдения идиотской традиции, по которой открывать голливудский парад должны самые дорогостоящие экспонаты. Питт и Бланчетт – более чем равноправные участники сложной игры, куда вовлечены японские национальные киногерои и никому не известные марокканцы, а также несколько чистеньких англосаксонских деток и любимый соратник Иньярриту - Гаэль Гарсия Бернал. Главной роли фильм не предполагает вообще, если не считать роли Господа Бога. Ее Иньярриту разделил между собой и сценаристом Гильермо Арриагой. Тоже, как обычно.
«Вавилон», пожалуй, не так «задурен», как предыдущие опыты Иньярриту. Вероятно, жизнь в Лос-Анджелесе все-таки размягчает если не мозги, то способ воздействия на мир. Идея преподнесена в сравнительно более простой обработке. И все-таки, чтобы вы там ни ворчали по поводу «продавшегося с потрохами латиноса», перед нами – все тот же легко узнаваемый Иньярриту. От него не отделаешься одним простым нажатием кнопки «стоп». Да, в общем-то, и отделываться – зачем? Когда-то я писал, что фильмы Иньярриту нравятся, даже если непонятны. Могу добавить: именно тем они и хороши, что в них нужно въезжать по второму-третьему кругу. Он продолжает держать зрителя на коротком поводке своих заумных идей и неудобоваримых ассоциаций. И это, странное дело, абсолютно не раздражает.
(c) Джон Сильвер

И в этом фильме Алехандро Гонсалес Иньярриту прибегнул к своему фирменному приему, реализованному в двух своих предыдущих фильмах: во-первых, последовательность действий в картине разрывается и перемешивается, как несчастная жизнь и точки перехода А-Януса и У-Януса, и, во-вторых, в фильме развивается несколько совершенно различных и параллельных сюжетных линий, которые на самом деле так или иначе связаны между собой - хотя бы огнестрельным оружием.
Собственно, с оружия все и началось. В одной японской семье произошло несчастье: жена покончила жизнь самоубийством. Ну, по крайней мере такую версию рассказали полиции: женщина застрелила себя из пистолета. За некоторое время до этого муж отправляется на сафари в Марокко, там дарит ружье своему проводнику. Тот прикупает коробку патронов и продает комплект своему знакомому - бедному козопасу, которому нужно отгонять шакалов от коз.
Ружье вручается двум сыновьям козопаса, присматривающим за стадом, которые пытаются выяснить один важный факт: правда ли, что из этого ружья можно стрельнуть аж на три километра. По камням на таком расстоянии им стрелять неинтересно, поэтому младший парень лупцанул из ружья по автобусу с туристами, едущему по горной дороге. Что интересно, попал. Причем не просто в автобус, а в американскую туристку Сюзан (Кейт Бланшетт), которая приехала в Марокко вместе со своим мужем Ричардом (Брэд Питт) - они хотят попробовать восстановить разбившуюся чашку семейных отношений.
Ну и тут у Ричарда с Сюзан начинаются серьезные проблемы. Сюзан ранена, может истечь кровью. Супругов при этом привезли в какую-то марокканскую деревню, где живет их гид, и там невозможно найти квалифицированную помощь. До нормальной цивилизации - пять часов езды, которые Сюзан на туристическом автобусе просто не преодолеет. А американское консульство играет в какие-то политические игры из серии - был ли это несчастный случай или вылазка террористов, в результате чего прибытие санитарной машины оказывается под большим вопросом.
Местная марокканская полиция ищет человека, который выстрелил по автобусу. Им позарез нужно доказать, что это был какой-то несчастный случай, а вовсе не террористическая акция, в противном случае отношения этой страны со Штатами могут серьезно осложниться, а марокканскому правительству это совершенно ни к чему.
В далекой Америке, где остались двое маленьких детей Ричарда и Сюзан, начинаются проблемы у их няни - мексиканки Амелии (Адриана Барраза). Ее сын женится, Амелии очень хочется побывать на свадьбе, однако она должна сидеть с детьми. И тогда Амелия решает взять с собой детей и отправляется на свадьбу в Мексику на машине своего племянника - непутевого Сантьяго (Гаэль Гарсиа Берналь). Ничем хорошим эта поездка, разумеется, не закончится.
Ну и последняя сюжетная линия - глухонемая дочь японца, подарившего ружье проводнику, которую зовут Чиеко (Ринко Кикучи). У девочки тоже масса проблем. Странная смерть матери, различные сложности во взаимоотношениях с отцом, все возрастающая сексуальность, которая не находит никакого выхода, - понятно, что с таким недостатком ей очень трудно познакомиться с нормальным парнем.
***
"Вавилон" уже получил три приза в Каннах (лучший режиссер, приз за операторскую работу и специальный приз всемирного жюри), аж семь номинаций на "Оскар" (премию еще не вручали, но фильм наверняка выиграет минимум один приз), аж семь номинаций на приз британской киноакадемии, аж семь номинаций на приз кинокритиков телерадиовещания, ну и для разнообразия аж десять номинаций на приз чикагской ассоциации кинокритиков, не считая всяких наград и номинаций помельче. То есть на данный момент 61 номинация и уже 14 наград. Через некоторое время награды увеличатся где-то до сорока, не меньше, да и номинации добавятся.
Так что, заслуживает ли фильм весь этот призопад? На этот вопрос я отказываюсь отвечать без своего адвоката, ну и кроме того, смысла в моем ответе практически не будет, потому что награды, во-первых, сильно зависят от остальных фильмов, представленных в тот же период, во-вторых, четко зависят от злободневной киносоциальной конъюнктуры, ну и в-третьих, связаны с различного рода политическими моментами. (Яркий пример - приводящий буквально в шок главный приз в Каннах фильму "Фаренгейт 9/11", который к художественному кино не имеет вообще никакого отношения, да и как остросоциальная публицистика - весьма так себе.)
Поэтому говорить о том, достоин/не достоин, правильно дали/неправильно дали, не имеет никакого смысла. Будем говорить о фильме как таковом, безотносительно к его наградам.
Так вот. Фильм, в общем, хороший и явно достоин просмотра. Однако он отчетливо демонстрирует тот печальный факт, что яркий и когда-то действительно независимый мексиканский режиссер постепенно, но довольно явно погружается в голливудское болото. Поймите меня правильно, я ничего не имею против голливудского болота, особенно если это любимое болото Шрэка. Но несколько неприятно видеть, как совершенно неголливудские режиссеры, подающие большие кинематографические надежды, залезают на это прокрустово ложе.
Кстати, некоторые из них сами осознают этот факт и быстро покидают липкую страну грез, сохраняя себя для киноманной общественности, - например, тот же Эмир Кустурица. Но другие уже не в состоянии выбраться из этой банки с вареньем, в результате чего быстро теряют индивидуальность и позволяют себя обтесывать со всех сторон продюсерским рубанком, а это вовсе не творческий рубанок папы Карло, я вас уверяю. Скорее - механический станок, оболванивающий всех под свой криво изогнутый штамп.
Впрочем, к счастью, пока еще Иньярриту не потерял своей режиссерской индивидуальности. Он по-прежнему разрабатывает свои фирменные приемы, он по-прежнему более или менее искренен, однако в его новом фильме уже вполне заметны элементы точной просчитанности и, если хотите, манипулятивности. А хороший режиссер не должен манипулировать зрителем. Рыдания девушек в кинозалах на "Вавилоне" - не сильно хороший знак, потому что рыдают они в четко просчитанных моментах.
Наличие в картине Брэда Питта и Кейт Бланшетт выглядит достаточно искусственно и является тем самым голливудским знаком - теперь и тебе, оголливудившийся мексиканец, придется принимать наши правила игры: без звездульки нет кассульки. Нет, сыграли-то они вполне нормально, а в эпизоде с телефоном Питт наконец-то показал тот самый класс, который у него в последнее время прорывается все реже и реже, но уж больно чужеродно выглядят голливудские суперзвезды в фильме Иньярриту.
Вы скажете, а как же Шон Пенн, Наоми Уоттс и Бенисио Дель Торо в картине "21 грамм"? Ну, во-первых, они там в главных ролях, а во-вторых, это актеры совершенно другой формации, причем двое из них - Наоми Уоотс и Бенисио Дель Торо - слегка "чужаки", пришедшие в Голливуд, а бунтарь Шон Пенн в Голливуде своим никогда не был и суперзвездой никогда не являлся. (Подчеркиваю, термин "суперзвезда" не имеет никакого отношения к актерскому мастерству - это только показатель кассового успеха. И тот же Шон Пенн, на мой взгляд, как актер - на голову выше Брэда Питта, при всем моем искреннем уважении к последнему.)
По той же причине - наличие в фильме Брэда Питта - "Вавилон" довольно сложно смотреть в кинотеатре, потому что туда являются восторженные пустоголовые девицы со своими пропахшими пивом и косяками кавалерами, которые хотят посмотреть на "милашку Брэдика", и когда понимают, что милашку Брэдика гримом состарили лет на двадцать, а фильм - какая-то жуткая нудятина, - они начинают громко отпускать свои дебильные шуточки и тупо ржать в самых драматических моментах так, что хочется взять то самое ружье из фильма и снести самому громко ржущему башку - ну, чтобы просто посмотреть, есть у него там внутри хоть какие-то мозги или нет. Чисто научное любопытство, ничего более.
Впрочем, я уже ухожу куда-то в сторону, а о "Вавилоне" толком еще не поговорили. О чем этот фильм? О нашем с вами "Вавилоне" - огромном глобализованном мире, в котором так трудно понимать друг друга, причем вовсе не из-за разницы в языках. Японская девочка страдает от одиночества и непонимания, американский турист (Питт) получает бескорыстную помощь от марокканского гида и жителей деревушки, а вот как раз соотечественники, говорящие на родном английском, ради его раненой жены совершенно не собираются поступаться своими удобствами.
"Вавилон" - фильм о том, как маленькие глупости и элементарное нежелание хоть чуть-чуть подумать своей головой могут приводить к ужасным последствиям. Некоторые зрители говорят, что сюжет с нянькой-мексиканкой, которая потащила вверенных ей американских детишек через границу на свадьбу своего сына, а потом поехала с ними обратно на машине с пьяным и накокаиненым водителем, несколько притянут за уши. Да ничего подобного! Обычная такая классическая дура, которая сначала делает, а потом только начинает думать. Другое дело, как такой дуре Ричард с Сюзан доверили своих детей - вот это уже действительно явно притянуто за уши.
Сюжет с японской глухонемой девочкой - с одной стороны, сделан неплохо и смотреть его интересно, но с другой - явно достаточно искусственно прицеплен к фильму и очень натянут сам по себе. Нужно быть очень снисходительным и нетребовательным зрителем, чтобы рыдать от сочувствия, глядя на то, как эта девочка (совсем, кстати говоря, не уродина) исступленно предлагает свою девичью честь первому встречному-поперечному - от стоматолога до полицейского.
Резюмирую. Кино, в общем, хорошее, посмотреть его вполне имеет смысл. В ряду современных кинематографических поделок "Вавилон" заметно выделяется глубиной мысли, серьезностью и разносторонностью рассматриваемых проблем. Однако налицо определенная манипуляция зрительскими эмоциями и явные натяжки, которые чистое искусство, ранее свойственное этому режиссеру, переводит в разряд хорошей техники. Заметно больше техники и заметно меньше души, прошу прощения за пафосность.
А дождь кинематографических наград показывает только одно: снимать стали совсем плохо и плоско, уж если "Вавилон" выглядит каким-то откровением. Он никак не шедевр. Просто хорошее кино. Которого стало очень и очень мало.
(c) Alex Exler

Вавилон: Моя твоя не понимай

Елена ПРАВДА

В том, что с ростом мастерства и что называется востребованности кино наивное, где-то корявенькое, где-то неловкое, но очень искренее, идущее от души постепенно сменяется кино профессионально-сделанным, нет ничего удивительного. Процесс этот переваривания и унавоживания готового материала так естественен, что проистекает он не только с людьми — так «Сука-любовь» Алехандро Гонзалеса Иньярриту становится сначала сегментом в «11 минутах 09 секундах и 11 кадрах», потом «Двадцать одним граммом», а потом «Вавилоном» — но и с самими идеями, ведь, например, и «Столкновение» стало тем, чем оно стало, именно благодаря известной степени наивности и искренности происходящего, но уже год спустя на его месте уже два фильма — «Вавилон» и «Кровавый алмаз» — которые делают ставки скорее на кинопамфлет и киновоззвание, чем на кино, следующее из каких-то глубинных недр режиссёрской души.

Это явление сложно обсуждать в категориях хорошо или плохо, ведь в конце концов на обеих чашах этих весов находятся даже не артхаус и Голливуд как диаметрально противоположные полюса мирового кинопроцесса, но сам подход автора к собственному творчеству. На настоящее, бескомпромиссное авторское кино ходят единицы завсегдатаев фестивалей, а заигрывание с киноистеблишментом и в конце концов с непритязательной частью зрительного зала смещает акценты сначала в сторону «артхауса для толстых», который и кассу соберёт, и призы, и отзывы положительные, а потом и вовсе в сторону мэйнстрима с голливудскими звёздами и прочими вершинами бокс-офиса.

«Вавилон», конечно, можно нарочито отстранить от этой проблематики, отвести глаза, посетовать на чужую или собственную нечуткость к истинному искусству, но не позволяет формальная сторона дела. Да, не виноваты ни Кейт Бланшетт в абсолютно голливудской роли мебели, ни мёртвый, каменный лицом Брэд Питт, вокруг патетических морщин которого уже столько раструбила пресса, они играли то, что просил режиссёр, а он, как автор, волен сотворить со своим кино что угодно. Но ведь это действительно та самая игра в бисер, то самое туда ходи, сюда ходи, за которое Голливуд ругают с посвистом, и вроде как что, если автор прикрылся фиговым листком артхауса, то он как бы не виноват?

Виноват вдвойне, ибо сам, без диктата зловредного продюсера, жадного до своих денег, сотворил всё вышеозначенное. А как вам глухонемые японские школьницы-нимфоманки, пережившие самоубийство матери, обнажённо-обнимаемые охотником-отцом сразу после попытки отдать себя первому встречному полицейскому? Назовите меня циником, но так — в фильме, я не передёргиваю и не утрирую. Почему обязательно немая, почему обязательно все эти самоубийства и прочий фрейдизм? Идея навязывает?

Да, история всепланетного Вавилона, переставшего понимать самого себя по причине вселенского смешения языков нашего «многополярного мира», погрязшего в глобализме, до отрыжки не могущего его никак переварить — это идея более чем достойная и является хорошим продолжением-развитием и «Столкновения» и коллажа в годовщину 11 сентября, и даже, если хотите, «Парижа, я люблю тебя». Да, в «Вавилоне» есть и своеобразная наивная искренность, и своя полифония множества культур, которые могут друг друга услышать, нужно только захотеть, но какими средствами и с какими целями всё это достигается?

Самый живой персонаж во всей этой истории — персонаж Гаэля Гарсии Берналя, балбес, нарушивший закон, а потом вдобавок ещё и бросивший доверившихся ему людей умирать посреди пустыни. Почему самый живой? Да потому что в логику его поступков веришь, а вот в крестьянских детей, сначала паливших по автобусу из ружья, а потом горько засожалевших по этому поводу вместо того, чтобы воспылать по отношению к «проклятым янкам» праведным гневом, или в полицейских, которые готовы показательно перессориться со всеми соотечественниками, лишь бы найти мифического террориста, пальнувшего в тех же «янков», или в японцев, дарующих проводнику своё ружьё «за то, что он хороший проводник», или в родителей, так переживающих по поводу гибели ребёнка, что в итоге оставляющих других своих детей на мексиканку-нелегалку и уезжающих к чёрту на рога, «чтобы побыть одним» среди достопримечательностей…

Можно перечислять всех героев по очереди — надуманности и притянутости за уши в этих историях столько, что они сами внутри себя не увязываются, что уж говорить об итоговой «всемирной паутине» судеб. В которую они должны сплетаться. Ещё бы мексиканец этот в бегах оказался в итоге сутенёром на улицах Токио, или эта мусульманская девочка подалась куда-нибудь в Париж жечь машины, вот это был бы артхаус так артхаус.

Алехандро Гонсалес Иньярриту — талантливый режиссёр, но для зрителя с глазомером все эти игры по Мамонову «так себе кинцо, но всё страна рыдает» не останутся незамеченными, и самое главное, он сам, автор фильма, чувствуя какую-то подспудную неловкость происходящего, начинает невынужденно фолить со всеми этими «мы отозвали скорую для вашей безопасности», трубкой гашиша и кастрюлей для Кейт Бланшетт. Да, правда, современный западный человек должен оказаться в кровище и дерьмище, чтобы ощутить истинные эмоции, почувствовать себя живым в техногенном мире законов и уложений, понять других, в конце концов, но ведь вспомните — когда герой Питта узнал о том, что случилось с его детьми, он разве, как это, «понял и простил»? Нет. Тогда в чём же сила, брат?

Любите кино.

С сайта - kinokadr.ru

 

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#