Описание фильма

"Артистка / Актриса"   

Название фильма: Артистка / Актриса
Артистка / Актриса
Страна-производитель: Россия
Английский: Артистка / Актриса
Жанр: комедия / мелодрама
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Мария Аронова, Дмитрий Певцов, Виктор Степанов, Александр Абдулов, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Фильм о судьбе не слишком успешной актрисы среднего возраста с неустроенной личной жизнью, которая однажды встречается с талантливым ученым, и это случайное знакомство перерастает в глубокое чувство.

Кино не для придурков
Станислав Говорухин о потерянном кино и потерянном поколении
Валерий Кичин
Опубликовано в Российской газете (Неделя) N4352 от 27 апреля 2007 г.

Всегда суровый Станислав Говорухин неожиданно сделал смешной и оптимистичный фильм "Артистка".
В нем замечательно - азартно и упоенно - играют Евгения Добровольская, Мария Аронова, Александр Абдулов, Юрий Степанов, Дмитрий Певцов. Но по отношению к прокатной судьбе картины режиссер пессимист: он, вслед за Федерико Феллини, считает, что его зритель больше не ходит в кинотеатры.
"Открыл глаза - все тот же кадр"
Российская газета: Вы взяли в качестве сценария пьесу, наверняка понимая, что навлечете на себя упреки в театральности. И все же пошли на это. Почему?
Станислав Говорухин: В пьесе Валерия Мухарьямова меня привлекли остроумнейшие диалоги. И, конечно, я понимал, что чем меньше я буду выпендриваться как кинорежиссер, тем эта пьеса сильнее заиграет.
РГ: Эту пьесу где-нибудь уже ставили?
Говорухин: В том и дело, что театрам она не понадобилась! Им теперь нужна совсем другая драматургия, поэтому я и перестал ходить в театр. Тяжело сидеть, поглядывая на часы: сколько там осталось до конца? И нет сил бороться со сном. Конечно, настоящее искусство требует душевной работы, но оно должно быть еще и захватывающе интересным. Ни от "Войны и мира" Толстого, ни от "Вешних вод" Тургенева, ни от фильма "Летят журавли" нельзя оторваться. Зачем же трудиться, осваивая драматургическую невнятицу, какую нам предлагает так называемое "интеллектуальное кино не для всех"? Об одном таком фильме мне хорошо рассказал Георгий Данелия: "На экране - кадр. Я уже рассмотрел его верхний угол, нижний, серединку - все, больше рассматривать нечего. А кадр стоит. Я закрыл глаза и сосчитал до десяти. Открыл - все тот же кадр. Тут я встал и вышел". А Данелия - великий режиссер, и он знает цену душевной работе. Но он скучных картин не делал, а делал картины увлекательные: "Я шагаю по Москве", "Не горюй!", "Осенний марафон"...
РГ: Эта ваша картина доставляет наслаждение прежде всего актерской игрой...
Говорухин: Но я все-таки боюсь за ее дальнейшую судьбу. Я всегда снимал суперкассовые фильмы: когда шло "Место встречи..." - улицы вымирали. Но мои зрители - а их десятки миллионов - перестали ходить в кино. Как их вернуть туда?...
РГ: И этот фильм кажется кассовым. Может, мы с возрастом просто теряем нюх и перестаем чувствовать ритмы времени?
Говорухин: Время не сваливается с небес, его делают люди. Его созидает культура. Что воспитывает ребенка? Семья, школа, улица, литература, искусство. Семья у детей авторитет потеряла. Отец скажет: учись, сынок. А сынок ему: вы с матерью учились, горбатились - и что? Вы нищие! В школе престиж профессии учителя упал. Работают там в основном женщины - мужчины на такую зарплату не идут. Улица стала криминальной. Литература перестала учить: ее мало кто читает. А значит, в духовном воспитании молодых больше не участвуют великие духовные педагоги, взрастившие многие поколения. Остается кино, которое сегодня - важнейшее из искусств. Важнее, чем при Ленине. Раньше смотрели один фильм в неделю, а сегодня - семь в день. Что предлагает кино людям? Вот я смотрю фильмы молодых режиссеров - слава Богу, их сейчас много. И все время чувствую недостаток опыта, смешанный с цинизмом. Видно, что они не служили в армии, не пробовали жизни, не знают Россию. Чувствуется даже недостаток общего образования - особенно когда дело касается исторических фильмов. Чему они могут научить?
"И отразилась пустота"
РГ: Но изменился и сам вектор российского кино: если в мире оно так или иначе продолжает отражать жизнь, то большинство наших фильмов - сказка, предназначенная развлечь больших детишек.
Говорухин: Оскар Уайльд хорошо сказал: художник отражает не жизнь, а себя. Если не знаешь жизнь и собственную историю, если ничего не читал, что тогда в тебе отражать? Отразится пустота. Отразится всеобщая "недообразованность", которая сказывается на уровне кинематографа и режиссуры как профессии. Видно, что человек не приучен к чтению: если бы он знал и любил литературу, он выбирал бы драматургический материал совсем другого уровня. Потому что и в сегодняшней литературе есть совершенно потрясающие произведения, которыми почему-то никто не интересуется.
РГ: Как отнеслись к материалу вашего фильма актеры?
Говорухин: Это же моя возрастная группа - они чувствуют этот юмор. Но вот я показал этот сценарий своему молодому товарищу - он поморщился. У публики наших новых кинотеатров другой юмор - вы посмотрите шуточки "Комеди клаб"! Я это все воспринимаю как духовную, нравственную катастрофу. Россию можно уничтожить только одним способом - переломив духовный хребет. А где нация черпает свои духовные силы? Только в своей истории, культуре, искусстве. Сегодня ключевая задача - не потерять следующее поколение. Оно должно учиться в хорошей школе, должно знать историю своей страны, ее литературу, ее гениев. И воспитываться на нормальных фильмах. Тогда Россия выживет. А если мы еще одно поколение профукаем - это конец.
РГ: Вы делали картины со смешными сценами, но комедий, кажется, еще не снимали.
Говорухин: А я и сейчас их не снимаю. Меня раздражает, когда говорят: "комедия". Я боюсь этого слова и, кроме Чаплина, не люблю комедий. Особенно так называемые "молодежные".
РГ: Но как же "Артистка" не комедия, если зал так смеялся.
Говорухин: Посмотрим, что будет в прокате.
РГ: Уже народилось поколение, взращенное безбашенным кино. Его к ритмам Чехова вернуть трудно.
Говорухин: Все равно же надо поворачивать - иного выхода нет. А иначе кино, отвечая запросам такой публики, будет становиться все примитивнее и глупее. Это тупик! Поэтому режиссерам надо думать не только о "бабках", а и о том, чтобы делать кино не для придурков. И пытаться затащить в зал публику, которая перестала ходить в кино. Люди от 25 до 70 лет в массе в кинотеатры давно не ходят - им не нравятся запах попкорна, жующие рты, звонящие мобильники...
РГ: А что же делать - люди уже привыкли воспринимать кино как кусочки некоего действа между рекламой пива.
Говорухин: По телевидению показывали премьеру моей картины "Благословите женщину". Фильм, который идет 1 час 53 минуты, из-за рекламных вставок шел ровно три часа! При этом в финале срезали все титры. Конечно, это все меняет сам тип наших отношений с культурой, и с этим надо что-то делать.
"Они хотят всего и сразу"
РГ: Есть, на ваш взгляд, у общества способ обезопаситься от груд мусора, которые ежедневно валятся на наши головы из телеящиков?
Говорухин: Недавно мы в Комитете по культуре написали официальное письмо президенту. Смысл письма как раз таков: надо что-то делать. На встречах с избирателями большинство вопросов: когда вы остановите это безумие, когда ТВ прекратит калечить души наших детей? На Западе существует контроль общества над ТВ, у нас - нет. В 90-х мы подробно изучили аналогичные законы во Франции и Англии. Это не цензура: они там отслеживают передачи, уже вышедшие в эфир. Но если эти передачи нарушают нормы нравственности и наносят вред обществу, то компания может быть оштрафована и даже лишиться лицензии. В 1997 году у нас приняли закон о высшем совете по аудиовизуальным СМИ, но президент наложил на него вето. А так как ТВ - это бешеные деньги, то в прессе закричали о цензуре, которую якобы хотят внедрить депутаты. В результате нигде нет столь безнравственного ТВ, как в России. Суть письма президенту - надо вернуться к этой идее.
РГ: Как вы представляете себе действие этого закона на практике, каковы механизмы?
Говорухин: Они те же, что в Англии, Франции, Бразилии, Японии. В таких советах работают люди разных профессий, с жизненным опытом, пользующиеся авторитетом. После ухода из совета они несколько лет не имеют права работать на ТВ и радио - чтобы их не упрекнули в лоббировании чьих-то интересов. Во Франции телевидение бережет свою историю и культуру, делает передачи научные, познавательные, передает классику. А у нас во время фильма шесть-семь раз врезается реклама. Разрушается все впечатление. Кино в глазах зрителя становится месивом отрывков, которые не должны "грузить", а должны развлечь.
РГ: Но без рекламы ТВ тоже не выживет. Как же быть?
Говорухин: Телевидение выживет, просто миллиардеров там не будет. Надо найти меру. Но там же хотят всего и сразу - чтобы за полгода стать миллиардерами. Причем за счет общества.
"Подросток, желательно малограмотный"
РГ: У вас сложные отношения с критикой. Почему?
Говорухин: Они оказывают нашей культуре плохую услугу. Толстой в статье "Что такое искусство" писал: "Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, - есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства". Это правда: стоит восхвалить картину, которая не будит добрые чувства, - и распахнется эта дверь, и хлынут туда эпигоны. С другой стороны, с какой неприязнью принимали все мои последние картины, но проходит пять лет, и выясняется, что "Ворошиловский стрелок" - фильм востребованный, народный. "Благословите женщину" критики приняли в штыки, а зрители за эту картину благодарят. А как разносили в свое время картину Бориса Дурова "Пираты ХХ века", снятую по моему сценарию! И навсегда отбили у режиссеров охоту снимать фильмы в жанре романтических приключений. А ее до сих пор смотрят.
РГ: Какие ложно восхваленные фильмы последнего времени вы могли бы назвать?
Говорухин: Хотя бы все эти "Дозоры", "Бумеры" и иже с ними. Плохих картин сделано много, хотя я к критике потерял интерес и ее не читаю.
РГ: В случае с "Дозорами" критики ни при чем - просто зритель повалил, а по новым рыночным законам это значит: так держать!
Говорухин: У нас теперь как в Америке: главное - понравиться зрителям. Но по американским же исследованиям главный посетитель кинозалов - подросток, желательно малограмотный и, как правило, цветной.
РГ: Какие, на ваш взгляд, хорошие фильмы были у нас сделаны в последнее время?
Говорухин: "Свободное плавание", "Коктебель", "Прогулка", "Остров". У фильма "Кукушка" были все шансы получить "Оскара", а номинировали "Дом дураков"! У меня нет иллюзий: положение со зрителем катастрофическое. Мой зритель жив, но для прокатчиков он умер. Есть огромное число людей, которые привыкли сидеть у телевизоров и поэтому отвыкли отличать плохое от хорошего. У нас ведь одновременно шли "В круге первом" Панфилова и эта лабуда - новая экранизация "Золотого теленка". И рейтинг у лабуды был больше!
РГ: А вы верите в эти рейтинги?
Говорухин: Конечно, не верю. Но доля правды в них есть.
РГ: Вы принципиально ищете для своих фильмов материал, свободный от модной жесткости и жестокости?
Говорухин: Я абсолютно сознательно не хочу бить по башке. Это, конечно, против течения, зато в традициях и русского, и советского искусства. Не знаю, удается или нет, но стремление такое - быть в традициях. Даже когда я вижу американский монтаж, то чувствую отвращение. Наши режиссеры одним этим монтажом могут все испортить.
РГ: А чем он плох?
Говорухин: Тем, что ассоциируется с поганым американским кинематографом.
РГ: Вы считаете, он весь - поганый?
Говорухин: Нет, конечно, в нем есть великие фильмы, но за последние годы я ничего достойного не видел. Хотя, признаюсь, мало смотрю. Но мне близки картины, которые напоминают, что жизнь - полосатая и за периодом неудач всегда придет время твоего праздника. Надо мириться, ждать, ловить удачу. Человек должен быть готов к удаче. Как бывает в игре: человеку не везет, но он ждет своей удачи, и когда она приходит на пять минут, надо эти пять минут использовать так, чтобы отыграть все проигранное и еще выиграть. Просто нужно быть готовым к счастливому повороту своей судьбы. Чтобы свою удачу не пропустить. И надо верить. Потому что вот пришла удача - а человек этому не поверил.
РГ: И поэтому ваш фильм "Артистка", вопреки пессимистической поговорке, заканчивается тем, что "пришло счастье - отворяй ворота!".
Говорухин: Я никогда не задумывался, о чем фильм, для чего он и зачем я его снимаю. Я всегда так рассуждал, но про себя, пока у Феллини не наткнулся на ту же мысль: он не стеснялся признать, что часто не понимает, о чем его фильм.
РГ: Уж так-таки не понимает?
Говорухин: Понимает, конечно, но - сердцем, интуитивно, а словесным формулировкам это не поддается. Точно так же и со мной: я дождусь, пока зрители посмотрят и потом мне все про фильм объяснят.
РГ: Как может сложиться прокатная судьба "Артистки"? Когда она выйдет на экраны?
Говорухин: Думаю, в День российского кино, 27 августа.
Досье "РГ"
Станислав Сергеевич Говорухин, уралец по рождению, геолог и журналист по первой профессии. В 1966 году окончил ВГИК, дипломная работа - фильм "Вертикаль". 20 лет работал на Одесской киностудии, с 1988 года - на "Мосфильме", где руководит студией "Вертикаль". Снял 16 игровых и публицистических фильмов, автор 14 сценариев. Среди наиболее известных режиссерских работ - "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Место встречи изменить нельзя", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину", "Не хлебом единым". Депутат Государственной Думы, член фракции "Единая Россия". Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Национальной премии "Ника".

Благословите женщину
Известия.RU

В своем новом фильме "Артистка" Станислав Говорухин послал миру важную весточку: женщины, перестаньте страдать, займитесь наконец собой и ваша жизнь изменится. Задуматься над посланием режиссера можно в кинотеатрах, начиная с 30 августа.
Главную роль в "Артистке" сыграла Евгения Добровольская. Актриса никогда не скрывала, что в своей творческой жизни отдает предпочтение театру (МХТ), семье (трое сыновей) и лишь потом — кино. Но ее появление на экране — всегда событие. Таким умением создавать характер мало кто у нас сегодня обладает.
Говорухин окружил героиню поистине блестящим ансамблем. Давно с таким наслаждением не играл Юрий Степанов — ему достался засидевшейся в женихах профессор паразитологии. Мария Аронова и Дмитрий Певцов, играющие семейную пару, явно получают удовольствие от остроумных словесных дуэлей. Михаил Ефремов, Светлана Немоляева, Кира Головко, Федор Бондарчук, Ирина Скобцева и отдельная радость — Александр Абдулов в роли театрального электрика и соседа по коммуналке. Видимо, только ради Говорухина Александр Гаврилович согласился на образ суетливого маргинала.
Каждому актеру в истории, сочиненной сценаристом Валерием Мухарьямовым, есть на что опираться. Говорухин — единственный сейчас у нас кинопрофессионал, о котором можно сказать: народный режиссер. И его фильмы советского времени, и документальные ленты, и работы последних лет всегда идеально совпадали с внутренними проблемами, над которыми в тот момент мучилось общество. Вспомните конец 1990-х. Законы в стране стали абстракцией. Всеобщее чувство беззащитности. Говорухин в фильме "Ворошиловский стрелок" предупреждает власти: осторожно, терпение народа не безгранично. Усиливаются попытки пересмотреть историю — другое послание, "Благословите женщину", и вслед — "Не хлебом единым".
Потому появление в биографии Станислава Сергеевича фильма "Артистка" не удивляет. Сегодня наш мир четко разделен. Где-то наверху происходит какая-то политическая борьба, но это не имеет никакого отношения к жизни простых людей. Вот им, то есть нам, и рассказывает режиссер чудесную и смешную историю актрисы, у которой столько же проблем, сколько у любой учительницы или секретарши. Денег нет, года идут, детей хочется... А если нет детей, то хотя бы по служебной лестнице на ступеньку подняться. События в "Артистке" развиваются быстро. У главной героини есть благополучная подружка ("четвертый раз замужем и всегда удачно"), у подруги — муж, у мужа —одноклассник... Правда, надо чуть-чуть женской хитрости применить, но — случается любовь. А раз на протяжении всего фильма ты героине сочувствовал, то и счастливому финалу аплодируешь от души.

Вита Рамм

Женщины шекспировского возраста
ИД "Коммерсантъ"

В некоем театре Грибоедова, главным украшением которого служит премьер в исполнении Михаила Ефремова, героиня Добровольской чахнет на ролях буфетчиц, хотя знает наизусть всего Шекспира и облизывается на роль Гертруды. Проживает актриса в коммунальной квартире с электриком Босякиным (Александр Абдулов) и еще третьей жиличкой -- тихой интеллигентной старушкой, которая появляется только один раз, да и то лишь для того, чтобы пойти в магазин и купить живых карпов, а через пару эпизодов вбегает, как это заведено в плохих пьесах, Босякин и просит артистку срочно освободить для рыб ванну, в которой она замочила белье. "О боже, у нее нет даже стиральной машинки..." -- внутренне холодеет наблюдательный зритель.
Впрочем, режиссер Говорухин зрительскую наблюдательность никогда излишне не поощрял. Так, на пресс-конференции некоторые слишком зоркие журналисты уличили героиню в том, что хоть она и прибедняется, но на самом-то деле систематически захаживает в заведение "Ваниль", которое низкооплачиваемым артистам посещать по идее не пристало. Подобные нападки Станислав Говорухин решительно отмел, высказавшись в том смысле, что за пределами Садового кольца все равно никакой "Ванили" никто не узнает. Справедливости ради надо заметить, что артистка в гламурном ресторане не заказывает даже соленого огурчика, а натощак выпивает всего 50 граммов водки, чтобы снять стресс после неудачного прослушивания у Федора Бондарчука, который упорно называет артистку Ивановой, хотя она на самом деле Петрова. Расслабившись таким образом, артистка исполняет для посетителей ресторана монолог о своем якобы брошенном ребенке с такими натуральными рыданиями, что к ним присоединяется ее лучшая подруга и соседка (Мария Аронова), хозяйка парикмахерского салона для йоркширских терьеров и счастливая обладательница блудливого мужа (Дмитрий Певцов).
С ним крупногабаритная супруга снисходительно разговаривает в основном фразами из бородатых анекдотов: "Ты куда? -- На ипподром.-- Давай, давай, а то твоя лошадь уже два раза звонила". Лошади в "Артистке" вынуждены звонить на домашний телефон и нарываться на супругу, потому что мобильных ни у кого нет -- один робко появляется в конце как символ свалившегося на героиню преуспеяния и резко подскочившей востребованности, как в профессиональной, так и в личной сфере. Последняя сфера представлена воспоминаниями артистки о замужестве за пьющим коллегой, у которого дома был только медный чайник, а также разговорами за бутылкой с разбитной соседкой, как правильно вести себя с мужиками. Слушая их, ловишь себя на мысли, что женский аналог слова "жеребятина" -- это, наверное, "кобылятина".
В практическую плоскость эти теоретические беседы переходят, когда к соседскому мужу приходит беззащитный одноклассник (Юрий Степанов), представитель экзотической профессии паразитолог, что позволяет в дальнейшем любовно называть его "клоповед". В отсутствие хозяина, как обычно ушедшего по бабам, артистка с подругой быстро сажают стеснительного очкарика за стол, под который он начинает падать после третьей рюмки, наряжают его в тапочки в виде зайцев и ставят ему диагноз "малахольный", после чего та из теток, у которой еще нету мужа, понимает, что клоповед может стать легкой добычей. А поскольку объект охоты убегает из веселого дома в тапках, то и предлог для следующего свидания искать не надо -- на него артистка приходит с ботинками, завернутыми в газету "Правда": даже в деталях режиссер Говорухин сохраняет самобытность и не поддается общей тенденции современных режиссеров мстительно использовать в качестве оберточной бумаги исключительно "Коммерсантъ".
Однако, если быть последовательным, тогда и пить артистка должна была бы не уже осточертевшую зрителям горилку, а что-нибудь соответствующее по уровню оригинальности и нонконформизма газете "Правда" -- ну хотя бы "Пшеничную". Тем не менее, несмотря на мелкие стилистические неточности, создатель главного советского телефильма "Место встречи изменить нельзя" в "Артистке" опять продемонстрировал универсальность своего режиссерского дарования: после элегантной стилизации под производственную драму "Не хлебом единым" уверенно освоил нишу, в которую, казалось бы, уже не протиснуться, потому что в ней последние годы прочно обосновался Эльдар Рязанов со своим кинематографом для и про кляч среднего и старшего возраста.

Лидия Маслова

По диагонали
Итоги

Последнее время Станислав Говорухин часто повторяет, что не уверен в прокатной судьбе нового фильма: "Мои зрители покинули залы кинотеатров". Его зрители - это те, кто в 60е внимал поэтам у памятника Маяковскому, в связке взбирался по вертикали, в 70е переписывал слова песен Высоцкого, в 80е "эмигрировал" в Чехова, Толстого, Тургенева. Теперь их тошнит от попкорна, шуток "Комеди клаб" и американского кино...
Я поспешила окрепшим рублем поддержать "Артистку" не по долгу службы, а потому, что сама и есть тот самый динозавр, который в 60е... 70е... 80е... Интерес подогревался и тем, что актеры, занятые в картине, даже врозь собирают публику, а все вместе - обречены на успех: ничего не попишешь. Евгения Добровольская, Мария Аронова, Юрий Степанов, Александр Абдулов, Дмитрий Певцов с примкнувшими к ним Ириной Скобцевой и Светланой Немоляевой дорого и дорогого стоят. Действительно, они играют с упоительным энтузиазмом - размашисто, бойко, напористо. Но, помилуйте, Антон Павлович, даже времен Чехонте, здесь абсолютно ни при чем.
Конечно, классиков всуе лучше не поминать, но нас учили судить художника по законам, им самим над собой установленным. А Говорухин и письменно, и устно настаивает, что не будет снимать кино "для придурков", даже для тех, кто классиков читал, но не перечитывал. В случае с "Артисткой" доброжелательный критик мог бы режиссеру по части теории подставить плечо и помочь опереться на другую, пусть менее престижную, но вполне добротную русскую драматургическую традицию - водевиль. В ней все бы для режиссера сошлось куда как естественнее. И чувства добрые он (водевиль) лирой пробуждал, и, развлекая, поучал, и отвлекал от тяжелых дум, и силы жизненные давал. А именно этим, по словам Станислава Говорухина, должен руководствоваться художник, не освободивший себя от ответственности перед обществом.
Не хотелось бы расстраивать яростного антиамериканиста, но пьеса, которую он взял за основу сценария, тяготеет скорее к другой традиции - бродвейской, "хорошо сделанной пьесы". С той только разницей, что ее отличает внятность сюжета и определенность характеров, пусть и лишенных второго плана.
Однако фильм "Артистка" хромает по этой части на обе ноги. Сюжет укладывается в синопсис: жила-была Аня, которой ролей не давали, а личное счастье стороной обходило. Ждала-ждала и дождалась того и другого. Талантлива? Душевна? Верить надо на слово. Вот Добровольская - талантлива. И водочку они с Ароновой талантливо попивают, и злословят, и ерничают со смаком. Здесь никто не создал образа, цельного характера, потому и называть персонажей хочется именами исполнителей. Маски... У Степанова - приросла. У Абдулова - нет, так и кажется, что его электрик нас разыгрывает и вот-вот окажется самым народным артистом в этом театре. Кстати, назвав фильм "Артистка", а не "Актриса", Говорухин словно не почувствовал разницу. Ну арти-и-и-стка - так ведь часто отзываются с ехидством о людях весьма сомнительных профессий.
Собственно говоря, все действие фильма движется от репризы к репризе. Весьма шаткая конструкция при таком их количестве. И нам, перечитывавшим Чехова, трудно не сморщить носик, когда Ефремов, застегивая ширинку, сообщает, что орел уже не вылетит из его гнезда. Стоит ли после таких шуток так небрежно отзываться о нынешних юмористах.
Ну и под занавес, как положено, о морали. Говорухин всегда был тверд по этой части: "Вор должен сидеть в тюрьме" - запомнили мы навсегда. На сей раз никто из героев не отлил в бронзу новый постулат. Его сформулировал сам режиссер: "Как бывает в игре: человеку не везет, но он ждет своей удачи, и когда она приходит на пять минут, надо эти пять минут использовать так, чтобы отыграть все проигранное и еще выиграть". Нет спору - духоподъемно. Только, если мне правильно помнится, в России, которую мы потеряли, утверждали, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. А миг удачи ловили совсем на другом континенте.
Мария Cедых

О паразитах, о клещах…
Газета.ру

О том, что актеры, призванные гримасами, ужимками и монологами развлекать толпу, в основной своей массе глубоко несчастные существа, известно всякому – хотя бы по недавней печальной комедии «Тупой жирный заяц». Героиня фильма «Артистка» с неброскими ФИО Анна Петрова (Евгения Добровольская) – не исключение. Ей порядком за 30, и смелые девичьи надежды сыграть на сцене Офелию давно уже уступили место робким (но столь же, кажется, безосновательным) женским грезам о возрастной роли Гертруды, мамы Гамлета.
Не особенно хороши дела и на личном фронте.
До такой степени нехороши, что Анна, кажется, вот-вот уступит целенаправленным ухаживаниям соседа по коммуналке, электрика Босякина. Электрик обладает разносторонними талантами (сноровисто чинит проводку, сам сшил и подарил женщине пушистые белые тапки, остроумно стилизованные под кроликов) и сыгран главным красавцем советского кино Александром Абдуловым, но ходит по дому в чудовищном синем белье, а потому не кажется удачной партией в условиях самого тотального безрыбья. Посильно скрашивает серые будни артистки подружка-собутыльница Муся (Мария Аронова), живущая по соседству, но в отдельной квартире и более или менее счастливом браке с бизнесменом Аркадием (Дмитрий Певцов). Именно с подачи Аркадия в женской судьбе главной героини забрезжит долгожданный просвет – к нему в гости забредет школьный друг, а ныне видный ученый-паразитолог Викентий (Виктор Степанов).
Надо сказать, что на грустном фоне растерявших ориентиры, художественный вкус и здравый смысл коллег-ровесников (Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский) режиссер Говорухин выглядит более чем достойно.
Категорично оформив свое отношение к новым временам в программном трэше «Ворошиловский стрелок», с каждым новым проектом Станислав Сергеевич все дальше уходит в ретро-эстетику советского кино. Так разочаровавшиеся философы научного коммунизма, взяв котомку, убредают из городов на ПМЖ в по возможности глухие леса питаться морошкой и проповедовать на опушках лисам, тетеревам и бобрам. Бережно воссоздав в экранизации романа Дудинцева «Не хлебом единым» аутентичный стиль советских производственных фильмов, в работе над «Артисткой» режиссер вдохновлялся ненавязчиво духоподъемными отечественными мелодрамами времен расцвета застоя.
«За сорок лет в профессии через мои руки проходили тысячи сценариев, и этот – самый лучший», – признается, рассказывая о новом фильме, Говорухин.
Согласиться с создателем сериала «Место встречи изменить нельзя» в данном случае трудно. Не принятая для постановки ни одним театром пьеса Валерия Мухарьямова была, судя по всему, написана довольно давно, и косметическая работа над ее перекройкой под нынешние реалии явно стоила сценаристу и режиссеру немалых усилий. Мобильный телефон, этот краеугольный камень современной драматургии, возникает в руках главной героини только в хеппи-энде, а интерьеры квартиры Аркадия, позиционируемого как очень удачливого бизнесмена, напоминают не фото из журналов по актуальному дизайну, а скорбный мещанский шик явочной малины, где авторитет Горбатый измывался над Володей Шараповым. Прямехонько оттуда же как будто взялись соленые огурцы, сельдь и вареная картошка, которыми, брезгуя какими-нибудь новомодными суши, героини закусывают навязчиво присутствующую в кадре спонсорскую водку на березовых бруньках.
Задуманная как негромкий гимн женскому счастью, «Артистка» плохо справляется с обязанностями love story.
О лирической составляющей непременно закадровых ужинов, прогулок и свиданий с Викентием мы можем судить лишь по оптимистичному блеску в глазах хорошеющей Анны и невнятным рассказам, которыми она экономно балует подругу Мусю. «Ну и как, о чем говорили?» – «О паразитах, о клещах». – «Ну и как он?» – «Да сам он клещ!» – «А ведь ты влюбилась!». Количество шуток на тему насекомых-паразитов позволяет отнести картину скорее к комедии, от чего Говорухин открещивается. Настаивая, впрочем, что диалоги в «Артистке» очень смешные ( «Ты куда?» – «На ипподром». – «Давай, а то твоя лошадь уже два раза звонила») и параллельно сетуя, что зрителям сейчас нужен только убогий юмор в духе «Comedy Club». Судя по тому, что на фестивальном показе фильма в Выборге многие женщины плакали слезами счастья, Станислав Сергеевич ошибается.
Сергей Синяков

Так хочется счастья и успеха
Время новостей

Вроде бы надо радоваться - немолодой уже человек, заслуженный и любимый публикой, снял комедию или по крайней мере комедийную мелодраму в духе Эмиля Брагинского, которую зрители с удовольствием посмотрят. Но вот у меня после просмотра радости не было. И вот почему.
Фильм «Артистка» снят по пьесе писателя, сценариста и драматурга Валерия Мухарьямова, которая очень понравилась режиссеру. Так бывает. Вот Олег Янковский несколько лет назад снял рождественскую сказку «Приходи на меня посмотреть» по вполне коммерческой пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» и имел успех среди возрастной телевизионной аудитории...
Однако читаю интервью Говорухина «Российской газете» и понимаю, что он этот фильм снял вовсе не просто так, а с ощущением некоторого нравственного подвига, как бы вопреки моде и общему одичанию. Вот он говорит о современных режиссерах: «Видно, что человек не приучен к чтению: если бы он знал и любил литературу, он выбирал бы драматургический материал совсем другого уровня. Потому что и в сегодняшней литературе есть совершенно потрясающие произведения, которыми почему-то никто не интересуется». Замечание справедливое, но сделавший его режиссер выбирает не пьесу молодого талантливого драматурга или, к примеру, «Таланты и поклонники» драматурга известного, но искренне восхищается вполне банальным сочинением Мухарьямова. Который написал историю про то, как некая актриса Аня Петрова, умная, тонкая и вся такая талантливая, никогда ничего не сыграв, дожила до, ну, скажем, тридцати девяти лет и уже собирается было бросать театр, хотя жить без него не может. Вне театра она коротает свой досуг, выпивая с единственной подругой - дамой из новых русских, пока ее муж-красавец шляется по бабам. Единственный поклонник артистки - театральный электрик Босякин, он же сосед по квартире, каждый день предлагает ей «объединить лицевые счета». Но вот однажды в дом подруги неизвестно зачем приходит бывший одноклассник мужа, а муж по обыкновению ушел. Бабы остались и выпили уже вместе с застенчивым ученым. При этом, чтобы было смешнее, ученый изучает насекомых-паразитов, и это почва для многочисленных острот. (Говорухин, объясняя интерес к пьесе: «Меня привлекли остроумнейшие диалоги».) Понятно, что артистка и ученый немедленно влюбляются друг в друга, и было бы им сразу счастье, но надо длить действие, поэтому автор начинает вводить в сценарий дополнительные мотивы и персонажей. Появляется, например, мать героя, которая нашла в его кармане записку с фамилией актрисы и названием спектакля «Хочу ребенка» и приняла ее за письмо от некой нахальной девицы. Мама (Ирина Скобцева) кидается выяснять, что за особа хочет ребенка от ее сына и, натурально, напарывается на Аню Петрову, которая с блеском выдает себя за домработницу. Больше эпизодница-мама нигде не фигурирует, и как они разобрались с этой путаницей в дальнейшем, остается неизвестным.
Честно говоря, рассказывать это все скучно. Смотреть, на мой вкус, тоже. Хотя кому-то, допускаю, фильм будет по сердцу - пожилым зрителям, пришедшим по бесплатным билетам в Дом кино на премьеру и набившимся в зал под завязку, все понравилось. Говорухин, увидев этот переполненный зал, азартно ему хлопавший, сказал веско: «Моя публика!» И видимо имел на это основания.
Конечно, не будем снобами. Наши бабушки и мамы, выйдя на пенсию, имеют не так много радости. И посмотреть фильм от Говорухина с хорошими знакомыми актерами не худшее развлечение. Им даже позволительно всплакнуть от умиления над тем, как героиня вынуждает героя сказать ей: «Я люблю тебя, Аня». Бедный, бедный Юрий Степанов, как головокружительно хорошо он играет похожий, в сущности, но неизмеримо более качественный материал в спектакле «Волки и овцы» в «Мастерской Фоменко»... Я уже не вспоминаю великолепные театральные роли мхатовской актрисы Евгении Добровольской, которая как ни старается, никак не может ничего сделать с набором стереотипов, предложенных ей в качестве характера. Пригласив на главные роли двух выдающихся театральных артистов, незаслуженно мало снимающихся в кино, режиссер сделал ставку на их талант, но, увы, в этих ролях и они скатываются на штампы.
Штампы и расхожие банальности куда меньше вредят исполнителям второстепенных ролей: и Александр Абдулов, и Дмитрий Певцов, и Михаил Ефремов, и Мария Аронова, не получая никаких особых задач и не имея в руках ничего, кроме нескольких шуток среднего класса, оказались способны просто подурачиться и сыграть типаж. Эксцентричный электрик-зануда, бабник-альфонс, пьющий актер, неунывающая бизнес-вумен - немногих красок достаточно, чтобы слегка обрисовать некий обобщенный характер. Этого вполне хватает и публике, чтобы с приятностью развлечься и даже чуть поплакать от умиления в счастливом и трогательном финале.
Публике простительно, а вот понять, куда так стремительно испаряются критерии качества у вполне талантливых людей, это задача. В «Артистке» есть сцена, в которой героиня читает драматический монолог из разучиваемой роли, а ее подруга рыдает, поверив в предлагаемые обстоятельства как в реальные. Увы, даже дивная Евгения Добровольская не в состоянии выжать ни натуральных слез у своего персонажа, ни настоящего сочувствия у зрителя, потому что ясно - такой бред обычный человек нести не может, только героиня сериала. Но «Артистка» и снята как российский сериал, с теми же штампами, нажимом, отсутствием мотивировок, с масками вместо живых людей, на том, ставшем, увы, привычном уровне, на который с окончанием советской власти немедленно скатились наши великие режиссеры, оставшись без громоздкой системы худсоветов, редакторов и прочих заклятых врагов свободы. Зато как высокомерно наши кинематографисты задирают нос перед успешно с ними конкурирующей западной массовой культурой. И совершенно не хотят видеть разницу между качеством, например, хорошей американской мелодрамы и нашим отстоем. А она налицо - столь же ясная, как разница между «Сексом в большом городе» и «Бальзаковским возрастом» - калька вроде, но культура исполнения совершенно разная.
Потому что американская культура, которую наши творцы узнают исключительно в ее массовом варианте, причем в самых дешевых формах, на самом деле вовсе не сводится к развлечениям для цветных подростков, а бывает очень разной, имеет много сегментов и устроена сложно. В ней и кроме Голливуда есть еще много всякого, и уж точно есть выбор, и есть уважение просвещенной части общества к культурным элитам, к учености, к гуманитарному знанию, философским идеями и прочим премудростям. Которые, как им и положено, вызревают на солнце высокой культуры, потом постепенно спускаются к масскульту, и он, питаясь их соками, тоже обогащается, и не позволяет себе сценарной небрежности и приблизительной актерской игры, а если позволяет, то в особых специально маркированных местах. Обо всем этом Говорухин не догадывается, иначе бы не позволял себе высказываний, подобно сделанному в том же интервью в «РГ». «Говорухин: «...Даже когда я вижу американский монтаж, то чувствую отвращение. Наши режиссеры одним этим монтажом могут все испортить». «РГ»: «А чем он плох?» Говорухин: «Тем, что ассоциируется с поганым американским кинематографом». «РГ»: «Вы считаете, он весь поганый?» Говорухин: «Нет, конечно, в нем есть великие фильмы, но за последние годы я ничего достойного не видел. Хотя, признаюсь, мало смотрю».
Вот это - мало смотрю, мало знаю, но скажу - это, пожалуй, и есть причина нашей культурной деградации. Презрение к знанию, к сложным построениям, ко всякой неупрощенной мысли - это ведь не только депутатам и режиссерам свойственно. Более того, они охотно в этом признаются именно потому, что рассчитывают на понимание широких народных масс. Это им они стараются понравиться, когда с советской большевистской прямотой делят мир на два цвета, когда с презрительной усмешкой отрицают «всю эту заумь» для того, чтобы по-простому, по рабоче-крестьянски, на доходчивом уровне рассказать историю без всякого, в сущности, нового смысла, с одной «благородной» задачей - подготовить человека «к счастливому повороту своей судьбы». Хотя тот же презираемый ими Голливуд уже много лет отлично с подобной подготовкой справляется, с единственной, но существенной разницей - мир, который создают для своих персонажей голливудские сочинители мелодрам и комедий, пребывает в уверенности, что человек по природе хорош, потому как он образ и подобие Божье, а недостатки и несчастья преодолеваются как личным мужеством и благонравием, так и разумным устройством общества.
Наши бывшие советские классики, ныне исполины истинного и якобы гонимого искусства, в принципе терпеть не могут мир, который раскинулся вокруг них, презирают современного человека, знать не хотят о его проблемах и реальных трудностях, зато с удовольствием утешают всех расхожими и небрежно рассказанными сказками...
Алена Солнцева

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#