"Гитлер - история одной карьеры"
|
Название фильма: |
Гитлер - история одной карьеры |
|
Страна-производитель: |
ФРГ |
Английский: |
Hitler - eine Karriere |
Жанр: |
документальный |
Режиссер: |
Йоахим С.Фест |
В ролях: |
... |
Год выпуска: |
1977 |
Наша оценка: |
 
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Когда-то я чуть не пострадал из-за этого фильма. Вдвойне обидно было бы пострадать, поскольку картину я в те времена не видел.
В дипломной работе, написанной уже после окончания киноведческого факультета ВГИКа, я попытался изложить некоторые размышления о том, как художник выражает себя и свой взгляд на мир через произведения киноискусства. На одной из страниц диплома у меня упоминались два фильма - 'ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ' Михаила Ромма и 'ГИТЛЕР: ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРЬЕРЫ' Йоахима Феста. Упоминались как примеры тенденциозного кино ('тенденциозность' - это в данном случае не оскорбление и даже не оценка, а просто констатация факта): один и тот же хроникальный материал по-разному монтируется и под него подкладывается разный закадровый текст, в результате получаются фильмы, откровенно выражающие РАЗНЫЕ тенденции - авторского либо нейтрального политического кино. Говоря о немецкой картине, я ссылался, разумеется, на публикации в отечественной прессе, поскольку фильм я не видел.
На защите диплома председатель ГЭКа Сергей Дробашенко, считавшийся ведущим спецом в области неигрового кино, задал мне вопрос, который носил скорее риторический характер: 'Как вы можете сравнивать картины Михаила Ромма и Йоахима Феста, работы столь различной идеологической направленности?' И я понял, что могу ничего не отвечать. Не вступать же в объяснения, что сравнивать я имею право что угодно с чем угодно и что проблема только в том, насколько убедителен я буду в своих выводах... Далее последовали почти обвинения: нельзя даже на одной странице ставить антифашистские картины и профашистские, нельзя сравнивать произведения соцреализма и буржуазного искусства, нельзя сопоставлять фильмы Сергея Эйзенштейна и Орсона Уэллса. И так далее...
К моему удивлению, защитить диплом мне позволили. А в прошлом году, когда мне удалось-таки посмотреть злополучный фильм про Гитлера, я увидел, что был прав. Потому повторю: 'ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ' - это шедевр, но и работа Йоахима Феста имеет право на существование.
Игорь Аркадьев
Обсуждение фильма